Аудит

Что делать, если нужно управлять бизнесом, которым раньше не занимался

Делимся историей нашего клиента, который остался «один на один» с «незнакомым» бизнесом, но сумел найти правильную точку входа и минимизировать риски.
Что делать, если нужно управлять бизнесом, которым раньше не занимался
Иллюстрация: Mikhail Nilov/pexels

Почему пришлось в этом разбираться

Несколько лет назад мы с приятелем открыли производство мебели. Поровну вложили деньги, нашли помещение, зарегистрировали ООО, и на этом мое участие закончилось. Все дела вел партнер, я ни во что не вникал. Знал, что заказы росли, в том числе и от юрлиц, производство давно выросло за пределы одного маленького цеха, а число работников перевалило за сотню.

Решения о распределении прибыли подписывал регулярно. Величина дивидендов была небольшой, так как со слов партнера много денег уходило на развитие бизнеса. Для меня это был не единственный источник доходов, поэтому такое положение дел меня устраивало.

Однако, череда несвязанных между собой событий в стране и семье партнера вынудили последнего переключить свое внимание и перенаправить силы на решение личных проблем. Его отход от управления компанией был столь стремительным, что даже в курс дел меня не ввел.

Как оценить текущее состояние дел в компании

Я остался один на один с нашим производством и страхом всевозможных проверок, налогов, нарушений, штрафов и т. п.

Отойдя от шока, я понял, что компанией нужно управлять: сама по себе она работать не будет. Но чтобы руководить, нужно понимать все процессы, приоритеты и текущее состояние дел. Посоветовавшись со знакомыми решил начать с оценки состояния бизнеса — аудита.

Я плохо себе представлял, что такое аудит. Поэтому подошел к вопросу основательно: стал изучать, что же это такое, каким бывает, как проходит и т. д. Также проконсультировался у знакомых бухгалтеров на предмет возможных подводных камней и мест, где их искать.

Мне важно было понять не только состояние дел бухгалтерии, но и:

  • как устроены процессы в компании;

  • насколько правильно рассчитываются и полно уплачиваются налоги;

  • как работает внутренний контроль;

  • как ведется кадровый учет, и как соблюдается трудовое законодательство.

Поэтому я решил не ограничиваться финансовым аудитом, а воспользоваться и другими сопутствующими услугами для достижения максимального эффекта.

Какие риски могут возникнуть, если не уделить должное внимание налогам

Налоги — для меня «дремучий лес». Но пришлось покопаться и в нем, чтобы понимать риски и знать, на что обратить внимание, и как избежать скользких ситуаций. Итак, за налоговые правонарушения и сомнительные операции компанию ждут:

  • Налоговые проверки. Это то, с чего может начаться череда дальнейших налоговых неприятностей. Проверки бывают камеральными, встречными и выездными. «Камералки» ФНС проводит по каждому представленному налогоплательщиком отчету. Выездные проверки — крайняя мера, для применения которой у ФНС должны быть железобетонные основания полагать, что в налоговом учете организации не все чисто. Встречную проверку проводят, когда нужно собрать информацию о налогоплательщике от сторонних источников — его контрагентов.

  • Обвинения в неправомерном получении налоговой выгоды. Подозрение в этом — один из поводов, по которому к вам могут нагрянуть налоговики. Часто это следствие «оптимизации» и «серых» схем. Например, дробление бизнеса, искусственное завышение себестоимости услуг и работ и т. д.

  • Доначисление налогов, начисление пени и штрафов. Такую меру применят к компании, если нарушен срок уплаты налога или неверно рассчитана сумма, что привело к недополучению бюджетом средств. Если налог был неверно рассчитан вследствие ошибки, то штраф составит 20% от неуплаченной суммы. Если имел место умысел — то 40%. Кстати, суммы доначислений по результатам выездных проверок впечатляют! Так за 1-ый кв. 2022 года средние доначисления на одно ВНП в РФ — 70 млн руб.

Чем грозит бухгалтеру неуплата налогов читайте здесь.

Клерк рекомендует. За уклонение от уплаты налогов в размере свыше 15 млн рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд виновному лицу грозит уголовная ответственность по ст. 199 УК. В лучшем случае суд выпишет штраф 100 — 300 тыс. рублей, в худшем — виновного посадят в тюрьму на срок до двух лет. Если выяснится, что налоговое преступление совершено несколькими людьми по предварительной договоренности или неуплата налогов за три года составила более 45 млн рублей, то минимальное наказание увеличивается вдвое, а максимальное — втрое. Поэтому пытаясь договориться с партнерами об «оптимизации», оцените риски: стоит ли это того.

Подробнее о налоговой выгоде здесь.

  • Приостановка операций по счету.Такую меру ФНС может использовать, когда налогоплательщик не представил декларацию в течение десяти рабочих дней после крайней даты или не уплатил недоимку, пени или штраф по требованию налогового органа.

  • Риск субсидиарной ответственности. Для участника общества это означает, что, если будет доказана его вина и причастность к умышленному доведению компании до банкротства, отвечать по долгам придется не только долей, но и личным имуществом и деньгами.

Клерк рекомендует. Учредитель часто не знает о рисках столько, сколько о них знает директор фирмы, так как не всегда участвует в принятии бизнес-решений и не владеет детальной информацией о деятельности компании, и, соответственно, о рисках. Поэтому проведение внешнего аудита поможет выявить риски и проблемы бизнеса, исправить и ошибки и не допускать их в будущем.

Чем грозит зарплата в конвертах

Работодатель платит зарплату в конвертах, когда пытается избежать уплаты страховых взносов. Но если контролирующие органы обнаружат это, то обвинят в несоблюдении трудового законодательства. Кроме того, халатное отношение к кадровому учету в компании, создает атмосферу недоверия работодателю, что препятствует привлечению профессионалов и вовлеченности персонала в рабочие процессы.

Клерк рекомендует. «Серая» зарплата и неуплата страховых взносов с нее попадают под действие ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП. Директора компании могут дисквалифицировать на срок до трех лет, а компании выписать штраф до 100 тыс. рублей. Официальное трудоустройство и полностью «белая» зарплата в сочетании с мерами поддержки и стимулирования персонала привлечет в компанию профессионалов, повысит уровень заинтересованности людей в работе именно у этого работодателя, достижении поставленных задач и целей, и процветании компании в целом.

Кадровый аудит даст объективную оценку кадровому учету, минимизирует риски обнаружения нарушений трудового законодательства проверяющими и начисления недоимок, пени и штрафов, а также повысит эффективность работы кадрового подразделения и уровень доверия сотрудников нанимателю.

Как не остаться «один на один» с рисками и сохранить активы

Самостоятельно я бы не смог все проверить, так как далек от финансов, менеджмента и права. Просить действующих работников описать реальную картину дел — неэффективно:

  • Не каждый честно расскажет об ошибках и нарушениях из-за боязни все той же ответственности.

  • Большинство работников не знают о «схемах» и «оптимизациях» в компании.

  • Уровень компетенции и профессионализма персонала может желать лучшего.

  • И даже у профессионалов могут быть разные взгляды на происходящее, бизнес, процессы и т. д.

  • Среди работников, отвечающих за сбыт и снабжение, могут быть те, которые предпочитают работать со «своими» партнерами, что успешно практикуют в вашем бизнесе, в ущерб ему.

Клерк рекомендует. Когда есть сомнения в том, что условия работы с поставщиками и подрядчиками действительно выгодные, если дебиторка и расходы растут на фоне снижающейся выручки, найти «слабое звено» помогут аудиторы.

Форензик — эффективное средство борьбы с «нечистыми на руку» работниками. Специалисты используют финансовые, информационные, юридические и психологические методы для выявления и предотвращения внутрикорпоративного мошенничества.

Кстати, привлечение сторонних знакомых бухгалтеров к проверке вашей компании — тоже не вариант: нет гарантии, что знакомый знает все и сможет разобраться во многих нюансах в одиночку. А задача, в моих представлениях, стояла глобальная и требовала глубокого погружения.

Поэтому решил воспользоваться услугами профессиональных аудиторов, так как мне нужна была именно независимая квалифицированная оценка нашего бизнеса. А я знаю, что на законодательном уровне к работе аудиторов предъявляются очень высокие требования:

  • высшее профильное образование;

  • сдать экзамен;

  • регулярное повышение квалификации;

  • членство в саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, аудиторская компания обязана соблюдать правила внутреннего контроля качества своих услуг, а также проводить внешний контроль качества работы.

Я понимал, что лучше я потрачусь на комплексный и всеобъемлющий аудит, чем буду тратить деньги на уплату штрафов за нарушения законодательства, которые могут носить системный характер, и судебные тяжбы в случае возникновения споров.

Один из ключевых моментов в аудите — правильно выбрать того, кому довериться. Выбирайте крупные аккредитованные компании, имеющие, большой опыт работы и отзывы реальных клиентов с описанием их кейсов.

Подробнее о том, как выбрать аудиторскую компанию здесь.

«Правовест Аудит» занимает 15 место среди крупнейших аудиторских групп в России по версии РА «Эксперт». Компания 17 лет оказывает аудиторские и консалтинговые услуги бизнесу, в том числе крупным российским и международным предприятиям. Специалисты компании регулярно повышают квалификацию, постоянно совершенствуются и развиваются.

В «Правовест Аудит» работают только штатные аттестованные аудиторы. Компания проводит более 700 аудиторских проверок в год. Эксперты и аудиторы «Правовест Аудит» подходят к проблемам заказчиков комплексно: находят резервы, устраняют риски, дают рекомендации по исправлению ошибок.

Аудиторская компания может (хотя и не обязана) застраховать свою ответственность при оказании услуг аудита на случай нарушения условий договора на аудит. Крупная, уважающая себя и своих клиентов компания, не пренебрегает услугами страховщиков и не экономит на них.

Аудиторы и эксперты «Правовест Аудит» гарантируют качество аудиторских и консалтинговых услуг, а ответственность компании застрахована в Ингосстрах.

Кстати, страховка реально работает. Так клиент «Правовест Аудит» получил по страховке от налоговых претензий — 2,8 млн рублей, благодаря договору на комплексный аудит с углубленной выборкой, расширенной страховкой и защитой налоговых юристов в течение трех лет.

Меня заинтересовал такой подход к делам клиента. Я спроецировал его на себя и свою компанию и понял, что это то, что мне нужно. Ведь даже имея на руках аудиторское заключение и рекомендации, нужно понимать, что с этим делать дальше. Мало исправить найденные нарушения, важно не допустить их в будущем, в том числе и через систему внутреннего контроля.

А сопровождение «Правовест Аудит» в течение года поможет сформировать полезные бизнес-привычки и защититься от претензий со стороны ФНС.

Что мне дал аудит

Наша компания не оказалась идеальной. Аудиторы выявили ряд нарушений и подсказали, как поступить в каждом случае:

  1. Менеджер, отвечающий за поставки корпоративным клиентам, проводил сделки по ценам, ниже прайса. Он предоставлял в бухгалтерию «липовые» документы и выводил деньги на личный счет. Специалисты Правовест Аудит собрали факты, подтверждающие вину менеджера, выявили ущерб, подготовили документы, которые потребуются для обращения в правоохранительные органы для взыскания ущерба с виновного.

  2. Также аудиторы указали на то, что предыдущее нарушение стало возможным из-за отсутствия надлежащего складского учета и начальника склада, отвечающего за сохранность ТМЦ. Специалисты рекомендовали организовать складской учет и выстроить систему внутреннего контроля.

  3. Отсутствовали табели учета рабочего времени, путевые листы, необходимые для экономического обоснования понесенных расходов на оплату труда и приобретение ГСМ соответственно. Специалисты Правовест Аудит помогли найти исполнителей, отвечающих за указанные направления, для оперативного восстановления документов. Наличие документов, подтверждающих обоснованность трат, уберегло от риска доначисления налога на прибыль.

  4. Заработная плата не индексировалась, были допущены ошибки при оформлении и оплате работы в выходные и праздники. Эксперты дали рекомендации по устранению нарушений и оформлению документов.

Я полностью удовлетворен проведенным аудитом: предотвращенные риски во много раз превысили стоимость комплексной аудиторской проверки.

УСН 1% в регионах: налоговая льгота вызвала налоговую миграцию. Как c выгодой воспользоваться ситуацией?

Налоговая миграция — новое явление в российском бизнесе. Регионы конкурируют за налогоплательщиков, снижая ставку налога для ИП на УСН. Это вызвало не только рост числа индивидуальных предпринимателей, но и желание уже существующих предприятий перерегистрироваться в другом регионе. Как получают льготу и стоит ли овчинка выделки? Разберемся.

УСН 1% в регионах: налоговая льгота вызвала налоговую миграцию. Как c выгодой воспользоваться ситуацией?
3

Начать дискуссию

ЭЦП для автобизнеса

Цифровизация имеет колоссальную пользу даже в самых неочевидных сферах бизнеса. Расскажем про автоцентры, СТО и автосервисы.

ЭЦП для автобизнеса

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Юрист: маркетплейсы убивают российских производителей и сетевые магазины

Необходимо налоговое выравнивание позиции маркетплейсов и сетевых магазинов (ретейла).

Юрист: маркетплейсы убивают российских производителей и сетевые магазины

Участники финансового рынка ждут, что ЦБ повысит ключевую ставку до 17%

Больше половины экономистов уверены, что Центробанк продолжит жесткую денежно-кредитную политику и 7 июня поднимет ключевую ставку.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Мнение: повышенные ставки НДФЛ должны начинаться не от 2,4 млн, а 50 млн рублей годового дохода

Известный юрист считает, что доход до 5 млн рублей в год, который Минфин предлагает облагать повышенной ставкой НДФЛ 15%, начиная с 2,4 млн, это еще не средний класс. Поэтому ставка должна быть общая 13%.

Мнение: повышенные ставки НДФЛ должны начинаться не от 2,4 млн, а 50 млн рублей годового дохода

Маркировка пива в потребительской упаковке с 1 июня 2024

Общепит и розничные продавцы с 1 июня 2024 года начнут передавать в систему маркировки «Честный знак» информацию о выводе из оборота пива и других слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке. Рассказываем, как подготовиться к передаче данных.

Маркировка пива в потребительской упаковке с 1 июня 2024

При импорте товаров из ЕАЭС в счете-фактуре можно не указывать страну происхождения

В счете-фактуре есть графы 10 и 10а, где указывают страну происхождения и ее цифровой код. Эти данные берут из декларации на товары, а также счета-фактуры или товаросопроводительного документа, полученного от поставщика.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В реестре отечественного программного обеспечения уже больше 21 тысячи продуктов

Зарегистрированный в реестре софт позволяет правообладателям освободить эти программы от НДС.

Что такое единый налоговый платеж и зачем он нужен

Сегодня в бухгалтерском ликбезе объясняю, что означают аббревиатуры ЕНП/ЕНС. И выясняю, кому из вас звонил Д.В. Егоров, чтобы получить обратную связь по хиту продаж прошлого года.

Что такое единый налоговый платеж и зачем он нужен

Минфин: у регионов будет право устанавливать высокие ставки налога на имущество

Муниципалитетам разрешат самостоятельно увеличивать налоги на имущество стоимостью больше 300 млн рублей. Предельная ставка вырастет с 2 до 2,5%.

Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе

Пожалуй, худшее для продуктивности компании — ссоры и конфликты с коллегами. Психологи сколько угодно могут утверждать, что если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития. Но если, в офисе начались скандалы, то вряд ли такое развитие принесет пользу компании и сотрудникам.

Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе
24

Как подключить электронный документооборот (ЭДО)

Электронный документооборот — важный элемент современного бизнеса и государственной сферы. В статье рассказываем, почему ЭДО необходим и как его подключить в своей компании.

Как подключить электронный документооборот (ЭДО)

👪 Социальный вычет будут выдавать без справок. Документальное подтверждение должно остаться, иначе это не вычет — считает эксперт

Чтобы родители больше времени проводили с детьми, а не собирали справки о расходах для получения налоговых вычетов, депутаты хотят предоставлять льготы в упрощенном режиме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что ест бухгалтер. Окрошечка многоликая

Ассоциации к слову — лето. Жара, отпуск, море… окрошка. Несколько отличных рецептов окрошки и пятничный опрос.

Что ест бухгалтер. Окрошечка многоликая

Мобилизованный сотрудник может уволиться с работы по собственному желанию

Работодатель обязан приостановить трудовой договор с мобилизованным работником. При этом по норме ТК расторжение трудового договора в период его приостановления по инициативе работодателя не допускается.

ИП на УСН не платит налог за бизнес-имущество

Ветераны боевых действий освобождены от налога на имущество физлиц, если оно не используется в бизнесе.

НДФЛ

Сдавать свою квартиру можно как физлицо, самозанятый или ИП

Доходы от сдачи в аренду квартиры – это доходы, облагаемые НДФЛ. Если общий доход такого арендодателя за год не превышает 5 млн рублей, ставка НДФЛ будет 13%.

Внутренние переводы: что это такое, как оформить в КЭДО и какая электронная подпись нужна

В развивающихся компаниях происходит постоянное движение персонала: кого-то принимают на работу, кто-то увольняется, некоторых сотрудников переводят на другие должности или в подразделения. Подробнее разберем, что такое внутренний перевод, как его регулирует Трудовой кодекс и как оформить его в КЭДО.

Внутренние переводы: что это такое, как оформить в КЭДО и какая электронная подпись нужна

Что влияет на срок рассмотрения дела в суде? Что делать если дело сильно затянулось?

Сколько судьи могут тянуть рассмотрение дел? От чего это зависит?

Руководители брошенных компаний будут отвечать за бездействие

Директорам придется доказывать в суде, что их действия или бездействие не привели к тому, что компания оказалась не в состоянии рассчитаться с долгами. Раньше бремя доказывания лежало на кредиторах.

Интересные материалы

💥Обзор новостей: правительство одобрило налоговую реформу, планку НДФЛ подняли «с запасом», Siri обновят

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: правительство одобрило налоговую реформу, планку НДФЛ подняли «с запасом», Siri обновят