Управление персоналом

Начальник: друг или враг? Взгляд руководителя

В прошлый раз мы говорили о том, как HR-у выстроить отношения со своим руководителем, например, генеральным директором. Однако специалист по персоналу часто сам выступает в роли начальника. Как выстроить отношения с подчиненными? Как найти оптимальный баланс между демократичностью и вседозволенностью? Как найти выход из кризисной ситуации? Ответим на эти вопросы, рассмотрев классические ситуации, в которые попадают руководители.

В прошлый раз мы говорили о том, как HR-у выстроить отношения со своим руководителем, например, генеральным директором. Однако специалист по персоналу часто сам выступает в роли начальника. Как выстроить отношения с подчиненными? Как найти оптимальный баланс между демократичностью и вседозволенностью? Как найти выход из кризисной ситуации? Ответим на эти вопросы, рассмотрев классические ситуации, в которые попадают руководители.

Ситуация 1: «Любит,не любит»

Я руковожу отделом из четырех человек. Пришла в уже сложившийся коллектив и сразу натолкнулась на неприязнь со стороны сотрудников. Все мои указания воспринимаются в штыки, а критика вызывает истерику, как я ни стараюсь завоевать расположение коллектива. А очень хочется, чтобы у меня были такие же прекрасные отношения с людьми, как на предыдущем месте работы!

Ирина Б.,
начальник отдела кадров (г. Москва)

Самая распространенная ошибка – это попытка руководителя подружиться с подчиненными. Конечно, эмоционально комфортнее работать в атмосфере «любви и радости». Однако не так важно, любят вас подчиненные или нет. Гораздо важнее, насколько им интересно с вами работать, насколько профессиональны вы в своей области. Ведь часто сотрудники готовы терпеть достаточно жесткий характер шефа, если у него можно многому научиться в профессии.

Самое главное, что вы должны понять: не стоит ждать от подчиненных личной эмоциональной привязанности. Вам необходимо выстроить рабочие взаимоотношения с сотрудниками своего отдела. Именно рабочие, продуктивные отношения. Достаточно, чтобы в коллективе был позитивный рабочий настрой. Создать его помогут: четкая постановка рабочих задач, логичность и последовательность в профессиональных отношениях, справедливая оценка работы.

Помните прописную истину: нужно уметь хвалить и уметь ругать. Хвалить – в присутствии коллег. Ругать (высказывать критические замечания) – наедине. «Публичная порка» – не тот метод, который позволит сделать работу более эффективной. Несмотря на то, что все руководители знают об этом правиле, многие постоянно забывают о нем или не считают нужным его придерживаться. Вклад каждого сотрудника в общий результат должен быть оценен по достоинству, иначе мотивация к работе и эмоциональный фон серьезно пострадают.

Наряду со сказанным, важно иметь в виду, что все мы люди. Живые люди со своими нуждами и проблемами. Научитесь соблюдать баланс между личным и профессиональным и учите этому своих подчиненных. Не позволяйте настроению и домашним проблемам влиять на рабочий процесс. Атмосферу в коллективе, где с утра, затаив дыхание, ждут «в каком настроении придет Вера Николаевна» и устраиваются коллективные обсуждения семейных проблем, вряд ли можно назвать благоприятной. Но в некоторых случаях простое участие со стороны руководителя (отпустить пораньше маму, у которой заболел ребенок, или отодвинуть на пару дней сдачу отчета сотруднику-студенту) может дать больший эффект, чем самая идеальная система мотивации.

Ситуация 2: «Жираф большой, ему видней»

У меня хороший коллектив, однако есть одно «но»: любое нововведение наталкивается на стену. Это бывает похоже на партизанскую войну. Никто открыто не возражает, но все новшества как будто увязают в болоте. Уже и ругалась, и просила, испробовала, мне кажется, все методы. Никакого эффекта. Что делать?

Татьяна Г.,

начальник отдела персонала (г. Нижний Новгород)

Подобные ситуации встречаются довольно часто. Вроде и новшество нужное и результат должен быть хорошим. Так почему сотрудники противятся? Причин тому может быть много. Одна из первых – лень-матушка – «зачем прикладывать усилия, переучиваться, если и так все работает?». Так же силен страх, что работа усложнится – «мы и так еле успеваем, а теперь еще новая напасть!». В крайних случаях имеет место элемент «классовой вражды», чувство антагонизма – «вечно эти начальники придумают, нет и все тут!».

Рецепт разрешения проблемы таков: покажите сотрудникам, что изменения нужны не для того, чтобы усложнить их «и без того трудную жизнь», а для того, чтобы добиться наилучшего результата более экономичным путем. От вашего умения доступно и ясно объяснить, для чего вводится то или иное новшество, зависит эффективность коммуникаций и эмоциональный контакт. Подумайте, как вы общались бы с детьми, если бы вам понадобилось объяснить что-то доселе им неизвестное (например, необходимость чистить зубы после еды). Правильно, вы сначала рассказали бы суть явления, затем пояснили бы для чего оно необходимо, и в конце пояснили бы, какую пользу оно принесет самому ребенку.

Этот принцип необходимо распространять и на взрослых. Если ваши сотрудники не понимают, для чего вы отдали этот приказ, и как они теперь будут делать свою работу, они не смогут эффективно выполнять ваши указания. Ведь когда мы чего-то не понимаем, мы испытываем дискомфорт. Человек должен понимать: для чего и как? Сначала ответьте на эти вопросы самому себе, затем проще будет донести информацию до подчиненных.

Ситуация 3: «Как бы не работать, лишь бы не работать»

Недавно в отдел на должность инспектора по кадрам я взяла сотрудницу 46 лет. При принятии решения не последнюю роль сыграл возраст, так как хотелось видеть на названной должности не только и не столько сотрудника с опытом, сколько ответственного взрослого человека. Однако достаточно скоро женщина стала постоянно отпрашиваться. Сначала для того, чтобы подписать документы на квартиру в связи с переездом, потом по болезни, потом еще по каким-то неотложным делам. Предел наступил тогда, когда сотрудница попросила ее отпустить, чтобы она могла сходить к врачу со своим простывшим 17-летним сыном, так как он сам «не сможет найти дорогу». Как справиться с ситуацией?

Кристина Чигишова,
директор по персоналу (г. Москва)

Сотрудница, у которой по два-три раза в неделю случаются форс-мажорные обстоятельства, скорее всего, просто стремится под любым предлогом «откосить» от работы. Чаще всего объяснения «бедолаги» выходят за рамки разумных уважительных причин. Поэтому нужно положить этому конец.

Все сотрудники должны соблюдать трудовую дисциплину и исполнять требования Правил внутреннего трудового распорядка (с которыми они должны знакомиться до подписания трудового договора). Если подчиненный эти правила нарушает, вы имеете право применить к нему дисциплинарное взыскание. Начните с замечания или выговора. Если ситуация не изменится, вы вправе будете прибегнуть к более суровому наказанию – увольнению.

А как же быть с фразой, которая прозвучала выше, что «все мы люди»? От своих слов мы не отказываемся, и иногда действительно можно пойти навстречу работнику. Некоторые компании даже во внутренних документах прописывают количество часов или дней, которые сотрудник может использовать на личные нужды в рабочее время (например, два дня в год по болезни, без предоставления больничного листа). Но нельзя позволять сотрудникам манипулировать вами.

Как же определить ту грань, за которой заканчивается человеческое отношение и начинается манипуляция? Вероятно, вам нужно полагаться на свою интуицию, свой эмоциональный интеллект. Потому что в подобных ситуациях решение нужно принимать индивидуально. Границы нормы в той или иной компании определяются традициями корпоративной культуры, локальными нормативными актами, спецификой деятельности. Ведь понятно, что нормы поведения и границы запретов в рекламной компании и в банке будут разительно отличаться.

Еще раз отметим, что случаи манипулирования со стороны сотрудников, необходимо пресекать на корню. Так как они могут не только спровоцировать негативную реакцию других членов коллектива, но и создать деструктивную практику, мешающую плодотворной работе вашей команды. Однако не торопитесь вешать ярлыки. Даже с теми людьми, которые кажутся обычными лентяями, всегда готовыми переложить свою работу на чужие плечи, можно работать. Главное, правильно выстроить коммуникации. Может оказаться, что тот, кого вы посчитали бездельником, просто не умеет планировать свое рабочее время или не находит интереса в порученной работе.

Поговорите с человеком, проанализируйте ситуацию. Если выявятся проблемы с планированием рабочего времени, ознакомьте работника с принципами тайм-менеджмента. Если же окажется, что проблема в мотивации, то это ваша недоработка как руководителя, и не стоит спешить раздавать выговоры. Именно начальник является тем человеком, который «зажигает» интерес и ведет коллектив к цели. Для этого, как минимум, нужно видеть эту цель и ознакомить с ней членов команды. А как максимум, знать сильные и слабые стороны своих подчиненных, правильно распределять обязанности внутри коллектива.

На тему с улыбкой

За рубежами нашей прекрасной родины тоже сталкиваются с проблемами в общении с подчиненными. Однако борьба за права работников в некоторых странах закончилась тем, что пора бы начинать борьбу за права начальников. Речь даже не идет о том, что работникам предоставляют все возможности для работы. Скорее предоставляют все возможности, чтобы не работать. В Австралии, например, сотрудник запросто может перейти на свободный график работы по причине того, что ему необходимо время для упражнений йогой или занятий с ребенком в бассейне.

Заблуждением является и мнение о строгой дисциплине среди сотрудников. Так, большинство английских служащих прогуливают один-два рабочих дня (чаще всего в первый понедельник-вторник февраля), объясняя это маленьким количеством праздников в Англии. Среди самых фантастических оправданий своим прогулам объяснения американских «трудящихся»: «забыл, какой день недели», «хоронил свою обезьянку», «мой мозг заснул, и я не смог его разбудить».

Мы рассмотрели ситуации, с которыми, наверняка, сталкивались многие из вас. Вы поступали так же, как мы посоветовали, или иначе? В любом случае, думаем, наши рекомендации окажутся полезными в вашей дальнейшей работе. При выстраивании коммуникаций с сотрудниками не забывайте об основах трансактного анализа. Правильная оценка Я-состояния, в котором пребывает подчиненный, позволит вам не только эффективнее управлять процессом общения, но и сохранить благоприятный эмоциональный фон. 


Начать дискуссию

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Интересные материалы

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.