В наши дни не только в странах Запада, но и в России, руководители передовых компаний признают ключевую роль персонала и управления в обеспечении долговременного успеха предприятия.
Одним из проявлений процесса возрастания роли и значимости человеческого фактора в управленческой деятельности является растущий спрос на рынке труда на менеджеров по персоналу, призванных совместно с высшим линейным руководством, интегрировать и решать весь комплекс проблем управления человеческими ресурсами.
В последние годы в нашей стране подготовке HR-менеджеров уделяется растущее внимание. В ряде высших учебных заведений действуют соответствующие учебные программы, в том числе и по подготовке магистров. Многочисленными образовательными и тренинговыми учреждениями предлагаются разнообразные учебные курсы, издается обширная специальная литература.
Среди учебных пособий, предлагаемых сообществу российских управленцев и, прежде всего, будущим руководителям — студентам и аспирантам, можно отметить небольшое по объему, но весьма емкое по содержанию и информационной насыщенности учебное пособие «Введение в специальность «Менеджер по управлению персоналом» под общей и научной редакцией профессора И.С. Болотина.
Книга призвана помочь студентам, преподавателям, а также уже состоявшимся руководителям глубже понять важнейшие вопросы, связанные с практической работой по управлению человеческими ресурсами. Оно не претендует на освещение всей тематики управления персоналом, что отражено в его названии «Введение в специальность…». В то же время эта небольшая по объему книга
сориентирована на раскрытие центральных проблем подготовки HR-управленцев: понятия человеческих ресурсов и их роли в постиндустриальном обществе, методов управления персоналом, организации системы управления персоналом, мотивации сотрудников, управления конфликтами в организации и т.д. Средоточие внимания на важнейших вопросах подготовки менеджеров по управлению персоналом делает его ценным учебно-методическим подспорьем для студентов, аспирантов и преподавателей.
Книга выгодно отличается стройной логикой изложения материала. Она начинается с уточнения категориального аппарата управления персоналом, характеризует общие, системные вопросы этой важнейшей сферы управленческой деятельности и завершается анализом более конкретных проблем управления организационными конфликтами и культурой.
Представляется своевременным и актуальным содержащийся в пособии анализ важнейших категорий теории управления персоналом: «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческих капитал», «человеческий фактор» и др. И хотя толкование авторами некоторых из рассматриваемых категорий не является бесспорным (например, трактовка менеджмента как «управления социально-экономическими и социально-техническими системами…»), в целом анализ понятийного аппарата способствует не только более глубокому и однозначному пониманию рассматриваемых вопросов, но также служит концептуализации и развитию управления персоналом как одной из центральных управленческих наук. И с этой точки зрения осуществляемое в учебном пособии научно-теоретическое осмысление реальных проблем управления персоналом восполняет наметившееся у нас в последние десятилетие отставание общей научной теории от конкретных, практически ориентированных, но фрагментарных исследований.
К числу достоинств учебного пособия можно отнести достаточно полный перечень задач и функций управления персоналом на этапе управления человеческими ресурсами. В отдельной главе учебного пособия изложены организационные основы менеджмента. Здесь читатель найдет характеристику не только общих проблем организации эффективного управления, но и его классических и адаптивных организационных структур, которые иллюстрируются соответствующими рисунками.
В работе уделено большое внимание центральным вопросам функционального управления персоналом: профессиональной адаптации работников, их обучению, оценке результатов деятельности и другим видам оценки, аттестации персонала, планированию карьеры. Заслуживает одобрения стремление авторов всестороннее оценивать используемые в управлении персоналом методы, отмечать как их достоинства, так и недостатки.
Полноте анализа проблем подготовки менеджера по управлению персоналом способствует рассмотрение социально-психологических основ управленческой деятельности. Психологические знания используются также в главе, посвященной мотивации персонала. Здесь четко и последовательно излагаются наиболее популярные теории мотивации, даются рекомендации по их эффективному применению.
Авторы пособия не обошли вниманием и более конкретные проблемы, с которыми непрерывно сталкиваются как линейные, так и функциональные менеджеры: проблемы управления конфликтами и развитием организационной культуры. В учебном пособии достаточно основательно изложена типология конфликтов в организации, их причины и последствия (функции). Заслуживают внимания материалы пособия, раскрывающие большие конструктивные возможности системы социального партнерства, выступающей социальным фундаментом гармонизации интересов работников, предотвращения и конструктивного разрешения конфликтов.
В работе достаточно основательно показаны возможности организационной культуры как инструмента управления. Авторы обоснованно отмечают, что внимание к организационной культуре способно освободить руководителей от многих рутинных управленческих функций и повысить эффективность управления в целом.
Работа отличается самостоятельностью авторской концепции, информационной насыщенностью, четкостью изложения материала. Она является хорошим подспорьем для специалистов в области управления персоналом, работников кадровых агентств, а так же для всех интересующихся вопросами управления человеческими ресурсами в современных условиях.
Начать дискуссию