Резиновые сапоги — вещь со стойким советским ароматом. В них мы все в детстве «мерили лужи» по весне, пускали кораблики по ручьям и исследовали водостоки.
В них наши родители, а также бабушки и дедушки дефилировали по огородам и дачным участкам. Однако последний «взбрык» моды показал, что резиновые сапожки могут вписаться в гардероб любой современной модницы. В них теперь не зазорно пройтись по столичным улицам, явиться на вечеринку или в офис. Да и носят их вовсе не в комплекте с ватниками и бесформенными безрукавками. Порой круглые резиновые носы выглядывают из под вороха шелковых оборок или гармонично дополняют повседневный ансамбль из брендированных узких джинсов и свитера.
В Европе повальная мода на резиновые сапоги началась примерно четыре года назад. В России же ее пик пришелся на конец 2009-го — начало 2010-го. Именно тогда резиновые сапоги из «оригинального» жанра превратились в массовый товар, отмечает Никита Куренков, директор по развитию компании «Фабрика обуви».
Одним из первых предвосхитить волну спроса на «резину» и вовремя запустить бизнес в этой практически свободной нише удалось Алексею Панину, руководителю интернет-магазина «РезиновыеСапоги.РФ». Вложив около миллиона рублей на первом этапе, Алексей начал торговать сапогами, закупленными в Великобритании. А вскоре список поставщиков заметно расширился за счет производителей из США, Китая, Бразилии и других стран.
В России резиновая обувь тогда была представлена преимущественно сапогами отечественного производства, причем в основном «специального», хозяйственного назначения — для дачников, лесников, охотников, работников автомоек. «Это была «колхозная», кондовая обувь», — смеется Панин. Но уже в конце 2000-х по российской земле дружно затопали модные резиновые сапоги — самых неожиданных расцветок. С узорами, принтами, эффектной отделкой и логотипами европейских брендов (пользующихся, конечно же, услугами китайских изготовителей). Планка среднего ценового сегмента установилась в диапазоне от полутора до четырех тысяч рублей. А затем на рынок пришли и сапоги премиум-класса по цене от 6 до 15 тысяч.
Сегодня даже самые именитые марки и дома моды, включая Gucci, Celine и Max Mara, считают обязательным иметь в своей линейке несколько моделей резиновой обуви. «Резиновые сапоги от Burberry стоят 12 тысяч. И, самое интересное, при этом пользуются спросом», — говорит Алексей Панин, хотя сам он такой продукцией не торгует, поскольку больше интересуется массовым рынком.
Примерно в ту же пору появился и интернет-магазин резиновых сапог RainGoods.Ru. «Я хотел начать проект в сфере онлайновой торговли и изучал спрос, — вспоминает его руководитель Анатолий Бамбизо. — Проведя анализ, понял, что запросов от интернет-пользователей по резиновым сапогам очень много, а предложений почти нет». Первыми на виртуальных прилавках RainGoods.Ru оказались сапоги итальянского бренда G&G. Теперь же в ассортименте уже несколько марок, включая Cooper, Boomboots и Keddo.
СНАЧАЛА ПОЯВИЛИСЬ МОДНЫЕ РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ ПО ЦЕНЕ ДО 4 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. А ЗАТЕМ НА РЫНОК ПРИШЛИ ПРЕМИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ... ПО 15 ТЫСЯЧСпрос на модные резиновые сапоги рос как на дрожжах, вспоминает Алексей Панин: с 2009 по 2010 год объемы продаж выросли более чем на 300% (точно так же на сотни процентов расширялись объемы сбыта и у «соседей» из RainGoods.Ru). Предприниматель тогда быстро вернул вложенные деньги: «Друзья, которые поначалу скептически на меня смотрели, звонили и говорили: ну ты даешь, молодец!» Теперь «РезиновыеСапоги.РФ» продают в сезон от 30 до 50 пар резиновых сапог в день, а в остальное время — не менее десяти. При среднем чеке в 2 000–2 200 рублей.
Резиновые сапоги можно было бы счесть и вовсе идеальным товаром, если бы не упомянутая сезонность и прямая зависимость продаж от погодных условий. «Бывает так: пока на улице солнце, телефон молчит, — признается Анатолий Бамбизо. — Но стоит только пойти дождю — мы буквально разрываемся от наплыва покупателей». Такие пики фиксируются, по понятным причинам, весной и осенью. Летом же продажи «встают». А вот зимой все немного проще: неплохо продаются утепленные модели.
Но чудес не бывает. Бурные всплески спроса обычно заканчиваются унылым «плато». Да и полупустыми новые ниши остаются не долго. Все то же самое происходит теперь и на рынке резиновых сапог. Конкуренция растет. Только интернет-магазинов, торгующих такой обувью, в Рунете уже не менее шести. К тому же на рынок хлынула волна резиновой обуви из Китая. Как следствие, упали и средние цены.
Очнулись и российские производители. Одни активизировали продвижение своих брендов, другие сделали ставку на контрактное производство в Поднебесной. Так, линейку модных резиновых женских сапог в сотрудничестве с итальянскими дизайнерами выпустил псковский завод «Псков-Полимер», хотя прежде это предприятие поставляло резиновую обувь только для специальных нужд: садовые калоши, сапоги для охотников и рыбаков под брендом Hooper, резиновые детские сапоги, которые традиционно пользуются в России большим спросом. «Мы почувствовали, что появился спрос на модные женские резиновые сапоги, — рассказывает Юрий Сорокин, гендиректор завода. — Собираемся увеличивать производство, новую линию поставили. Чтобы в нашей резиновой обуви не только по кочкам можно было лазить, но и на прогулку женщины могли их надеть».
Кроме «Псков-Полимера» резиновые сапоги в России производит еще несколько предприятий. Среди них московское ООО «Дайлос», основанное 13 лет назад. «Такая обувь востребована в России: у нас климатические условия этого требуют», — говорит главный инженер компании Аркадий Гудман.
Однако мода преходяща. А проза жизни вечна. «В России возрастает популярность загородных дач, что, в свою очередь, увеличивает спрос на все сопутствующие товары», — отмечает Оксана Токарева, руководитель отдела по корпоративным и внешним коммуникациям компании «МЕТРО Кэш энд Керри» в России. Наращивает ассортимент резиновой обуви и новосибирская обувная сеть «Пешеход». Но опять-таки во «внедорожном» сегменте. «Основной покупатель — те, у кого есть сад, дача или частный дом», — говорит Ирина Ан, представитель группы компаний «Обувь России» (управляет розничной сетью).
ФАНТАЗИЯ МАРКЕТОЛОГОВ НЕ ЗНАЕТ ПРЕДЕЛОВ. ВСЛЕД ЗА ГЛАМУРНЫМИ РЕЗИНОВЫМИ САПОГАМИ ПОЯВИЛИСЬ ТУФЛИ С АРОМАТОМ И ВИНТАЖНЫЕ КАЛОШИСегмент резиновой обуви утилитарного назначения вполне стабилен, а продажи не слишком зависят от сезона, подчеркивают в «МЕТРО». А вот в модном сегменте в последнее время наблюдается явный спад, так что участникам рынка остается только вспоминать о недавних рекордах. «Этот тренд уже не настолько актуален, — считает Никита Куренков («Фабрика обуви»). — Думаю, в будущем году мы уже вряд ли увидим буйство красок в сегменте резиновых сапог». «Первые два сезона у нас был очень хороший рост продаж, но сейчас они стабилизировались», — подтверждает Анатолий Бамбизо (RainGoods.Ru).
Оптимизм пытается сохранять только Алексей Панин. Он уверен, что резиновые сапоги успели уже утвердиться в сознании потребителей как обувь, которая может быть и красивой, и качественной, и элегантной. А значит, перспективы все-таки есть. «Если сравнивать с прошлым ажиотажным годом, то сейчас покупательская активность действительно заметно ниже, — соглашается Панин. — Но достигнутый уровень продаж будет сохраняться, как и во всем мире, где на такие аксессуары спрос остается постоянным». Так что предприниматель надеется на лучшее и продолжает развивать модный «резиновый» ассортимент. Среди последних новинок — бразильский бренд Melissa. Под этой маркой выпускается «инновационная» резиновая обувь — например, ароматизированные женские туфли, благоухающие экзотическими фруктами, калоши в винтажном стиле, алые резиновые туфли на высоком устойчивом каблуке и прочие «чудаковатости», которые так нравятся модникам. «В такой обуви наши покупательницы ходят даже на светские рауты, куда принято являться при полном параде», — уверяет Панин.
И все-таки признаем: недолгий взлет популярности резиновых сапог как фэшн-атрибута сходит на нет. Конечно, практичная и недорогая обувь будет нужна всегда. Но престиж и стиль в этом сегменте решают далеко не все.
Рожденный ползать летать не может. Вполне возможно, завтра ловцы гламурных трендов заведут обычай подкатывать к местам проведения пафосных тусовок на тракторах. Но вскоре пройдет и эта блажь, а механические «труженики села» займутся тем, для чего и созданы: будут пахать.
Начать дискуссию