Управление персоналом

Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и подчиненных

Стиль управления — это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Источник: Журнал "Кадровый менеджмент"

Илья Носырев

Стиль управления — это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от менеджера огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облечены инструкции и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека.
Из этих черт и складывается конкретный стиль руководства. Как правило, он обусловлен уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его личности.

Авторитарный стиль
При авторитарном стиле управления руководитель пользуется в основном собственным опытом, апеллируя лишь к собственным знаниям, при этом полностью или частично игнорируя мнение подчиненных и их личные цели и интересы. Здесь чаще всего работает старый принцип "кнута и пряника": выполнение работы обеспечивается путем исключительно взысканий или, наоборот, вознаграждений. Авторитарный руководитель не старается разъяснить сотрудникам те выгоды, какие ожидают компанию, а также их самих, в случае выполнения ими своих обязанностей. Однако не следует думать, что авторитарный стиль по природе своей порочен и не может быть использован с выгодой для компании или тех ее подразделений, где он применяется. На начальном этапе формирования организации, когда у работников отсутствуют необходимые навыки и отчетливое видение целей организации, он может оказаться весьма полезным. Впрочем, этой ситуацией практически и должно быть ограничено применение авторитарного стиля. Его основной недостаток заключается в том, что он способствует уменьшению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, приводит к текучести кадров. Хрестоматийным для менеджмента является пример компании Генри Форда. Распространяемое в ней руководством представление о сотруднике как о "винтике машины", который всегда можно заменить на другой, в 20-х ХХ века привело к невероятной текучести кадров и падению уровня профессионализма персонала.

У авторитарного стиля управления есть два основных подвида: бюрократический и патерналистский. Основой бюрократического стиля является жесткая административная иерархия. Функции работников четко распределены и закреплены за каждым из них. Подчиненные не вовлечены в процессы выработки и принятия решений, между тем их действия контролируются от и до. Ответственность за невыполнение тех или иных задач – строго индивидуальная, контакты с подчиненными, как правило, формализованы и ограничены только служебными вопросами.

При патерналистском стиле четко выражена иерархичность отношений, начальник предстает хозяином, в одиночку принимающим решения. Его указания подчиненные не имеют права ни проигнорировать, ни даже обсудить. Весьма часто смысл этих решений вовсе остается непонятым. Выполнение приказов руководителя строго контролируется; в зависимости от результатов труда сотрудники либо получают поощрение, либо подвергаются взысканию. Игнорирование личных качеств и служебных навыков отдельных сотрудников идет рука об руку с представлением о полной взаимозаменяемости членов команды. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Лидер патерналистского стиля рассматривает всех работающих в отделе или компании сотрудников как одну семью. Сам он играет роль "отца", а остальные – роль детей, послушных или неразумных. Именно поэтому предусматривается коллективная ответственность за провалы. Более того, даже внеслужебные проблемы подчиненных (вплоть до перипетий личной жизни каждого из них) являются предметом заботы менеджера.

Любопытно, что авторитарный стиль управления большинство специалистов считает если не "вымирающим", то очень сильно потерявшим свои позиции. В США, к примеру, он применялся повсеместно в первой половине ХХ века, а теперь практически сошел на нет в большинстве компаний, особенно крупных. Примечательно, что этот стиль весьма часто связан с формой правления государства и степенью его демократичности. Так, в странах, где традиционно сильны социалистические партии (Италия, Испания, например) преобладает лидерство патерналистского типа. Примерами организаций с таким управлением могут служить итальянское подразделение компании Parmalat, Signoria di Firenza и многие другие. Очень живуч этот стиль в государственных организациях. Так, крупнейшая энергетическая компания Италии – ENEL, на 65% принадлежащая государству, в настоящее время пытается выстоять в борьбе с французской монополией EdF, старающейся приобрести блокирующий пакет второго по величине производителя электроэнергии в Италии – Montedison. В числе причин низкой жизнеспособности этих итальянских компаний не в последнюю очередь называются авторитарные методы управления ими, за счет которых решения почти полностью зависят от политической конъюнктуры в стране и воли правящей партии, а не от экономической целесообразности. Помимо всего сказанного, авторитарные методы управления часто оказываются вуалью, скрывающей недобросовестность работников компании и способствуют сращиванию капитала с бюрократическим аппаратом государственных организаций, как то имело место в случае с Parmalat.

Демократический стиль
Демократический стиль управления зиждется на сочетании принципа единоначалия с активным участием подчиненных в управлении, организации и контроле над всей деятельностью предприятия. Демократичный руководитель старается сформировать у персонала командный дух. Такой начальник обычно хорошо осведомлен о личных качествах, навыках работы, талантах и наклонностях каждого из сотрудников; решения он принимает, исходя из этой информации. При этом обязательно учитывается и мнение коллектива по поводу той или иной инициативы. Демократический стиль наиболее эффективен в деле построения командных взаимоотношений, он создает дружескую атмосферу не только между начальником и подчиненными, но и между всеми сотрудниками, что и позволяет добиваться лучших результатов. Демократический стиль предполагает применение методов убеждения и "мягкого" принуждения: каждый работник может четко сформулировать свои личные цели – и в то же время это не препятствует эффективному взаимодействию руководителя и подчиненных.

Однако и у этого стиля управления есть несколько минусов: на обсуждение проблемы тратится значительно больше времени; работа коллектива будет успешной, только если начальник обладает недюжинным талантом говорить с людьми и убеждать их.

Вот почему на предприятиях чаще используется не сам демократический стиль, а его разновидность, получившая название кооперативного. Он сводится к следующим основным моментам:

· Взаимовлияние руководителя и сотрудников путем отказа руководителя от части своих компетенций по принятию решений и передачи их подчиненным;

· Распределение функций и ролей с учетом компетентности членов группы (общая задача разделяется на несколько частных, каждой из которых занимается конкретный сотрудник);

· Обмен информацией происходит не только между начальником и подчиненным, но и между коллегами; никаких секретов друг от друга у сотрудников, как правило, нет;

· Конфликты решаются путем переговоров и компромиссов, односторонние авторитарные решения отсутствуют;

· Пристальное внимание руководителя к деятельности членов коллектива служит залогом их удовлетворенности своим трудом и пребыванием в коллективе;

· Руководитель делает особый акцент на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации;

· Доверие выступает необходимой базой сотрудничества и является непременным условием работы;

· Приоритетом является развитие персонала и всей организации, процесс обучения и повышения квалификации персонала строится с учетом потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их личной заинтересованности в результатах своего труда.

Стиль кооперации является в настоящее время наиболее распространенным в большинстве западных компаний. "Мы не имеем возможности строго контролировать все нюансы работы всех сотрудников, да и не должны этого делать, – считает Альберт ван Грид, глава отдела маркетинга фирмы Philips. – Вместо этого мы попытались создать такие условия труда, при которых персоналу было бы выгодно демонстрировать максимальную отдачу и повышать свою квалификацию. Принцип личной заинтересованности сотрудников положен в основу всей работы".

Делегирующий стиль
Делегирующий стиль управления — совокупность приемов управления, основанных на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. В отличие от демократического стиля управления, руководитель, использующий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу как в принятии отдельных решений, так и в выборе способов достижения результатов. Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо понимают ситуацию и умеют распознавать уровень зрелости сотрудников, передавая им только те дела, с которыми они могут справиться. Делегирование может применяться только в сплоченных коллективах и при условии что те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса. Весьма часто делегирование используется тогда, когда работник обладает уникальными познаниями в той или иной узкоспециальной области. Вот почему этот стиль популярен при решении исследовательских задач, например, в корпорации Microsoft.

Минус делегирования – это ограниченная возможность проконтролировать эффективность методов, предложенных сотрудником, в случае, когда его начальник не является специалистом столь же высокого уровня.

Вновь приведем в качестве примера компанию Ford Motor Со: как считает экономический обозреватель газеты Tribune Джеми Баттерс, в настоящее время Ford Motor Со переживает возрождение популярности метода делегирования. Структура компании напоминает пирамиду, где лишь очень малое количество сотрудников отчитывается непосредственно перед руководителем того или иного подразделения. Это дает огромной финансовой империи возможность быть мобильной и восприимчивой к конъюнктуре рынка.

Стиль руководства не является раз и навсегда застывшим набором черт конкретного руководителя или стереотипом взаимоотношений внутри целой компании. Он может изменяться (и, как правило, изменяется) с ростом профессионального мастерства, опыта работы руководителя и его подчиненных, а также с учетом текущей конъюнктуры рынка. Более того, весьма часто применение того или иного метода зависит и от конкретной рабочей ситуации. Так, Сюзан Фаулер, управляющий отделом в британской компании Norwich Public Utilities, отмечает: "Обычно я пользуюсь демократическим стилем при взаимодействии с менеджерами, которые напрямую мне подчинены. Однако в последнее время я все чаще отдаю себе отчет, что применяю все три основных стиля – причем по отношению к одним и тем же людям – в зависимости от конкретной задачи".

 

Клерк.Работа: Найдите идеального сотрудника! 🌟

Ищете талантливого работника? Разместите вакансию на нашей платформе всего за 1000 рублей и получите доступ к базе из более чем 1000 соискателей! 💼

Разместить вакансию

Начать дискуссию


НДС в 2024-2025 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера

Собрали для вас краткую сводку по разъяснениям Минфина и ФНС по НДС. Сохраняйте и пользуйтесь.

НДС в 2024-2025 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера
1

Ошибки бухгалтера, которые стоят миллионы: как быть, если переплатили зарплату. 😱«Ночной бухгалтер» № 1853

Работники получили зарплату в стократном размере: вместо 50 тыс. рублей на карты прилетели 5 млн. Кто виноват и что делать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бухгалтеры

Как современные технологии и свидетели помогают выявлять бенефициаров бизнеса. Как бухгалтеру снизить свои риски

Приветствую вас, дорогие читатели. С вами Ольга Ульянова, я специализируюсь на налоговом аудите, налоговом планировании и законной оптимизации налогообложения.

Как современные технологии и свидетели помогают выявлять бенефициаров бизнеса. Как бухгалтеру снизить свои риски
3

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как рассчитать компенсацию за задержку зарплаты

Могут возникнуть обстоятельства, из-за которых компания нарушит сроки выплаты зарплаты. В этом случае она должна заплатить работникам проценты в виде компенсации за задержку выплаты. Рассказываем, как рассчитать такую компенсацию.

Как рассчитать компенсацию за задержку зарплаты

Как защитить бизнес от налоговых проверок в 2025 году: практическое руководство

Налоговые проверки — это всегда стресс для бизнеса. Но если знать критерии риска, можно снизить вероятность визита инспекторов. Разберём ключевые параметры, которые используют налоговые органы, и что с ними делать.

Как защитить бизнес от налоговых проверок в 2025 году: практическое руководство

Как подтвердить нулевую ставку по НДС при экспорте в ЕАЭС и за его пределы

При экспорте в ЕАЭС компании имеют право использовать нулевую ставку НДС, если подтвердят ее в течение 180 дней со дня отгрузки. Рассказываем, как это правильно сделать. 

Как подтвердить нулевую ставку по НДС при экспорте в ЕАЭС и за его пределы

Декларация ИП при ликвидации

Добрый вечер. В некоторых источниках говорится, что можно сдать финальную отчетность ИП до завершения процедуры закрытия ИП, потому что после ликвидации ЭЦП не работает"...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Ваше право не подавать отчетность до закрытия ИП, можно это сделать позже, но уже только на бумаге - КЭП ИП не будет работать после...

Читать полностью
6-НДФЛ

Нужно ли отражать в 6-НДФЛ зарплату за декабрь, выплаченную в январе

В январе необходимо подавать расчет 6-НДФЛ за прошлый год. Но что делать, если зарплата за декабрь 2024 год была выплачена только в январе 2025? Рассказываем в статье. 

Нужно ли отражать в 6-НДФЛ зарплату за декабрь, выплаченную в январе

КС разъяснил подлежит ли налогообложению перешедшая обществу доля при выплате ДСД выходящему участнику имуществом

Конституционный суд РФ признал неконституционными положения НК РФ, в соответствии с которыми у организации в такой ситуации возникал доход.

Учетная политика

С чего бухгалтеру начать год, чтобы упростить работу: учётная политика (ПБУ 1/2008)

Январь и февраль — самое время оптимизировать свою работу. Коротко рассказываем, зачем бухгалтерии составлять и обновлять учётную политику, как это сделать и что учесть. А в конце статьи найдёте ссылку для регистрации на бесплатный вебинар про ПБУ 1/2008 — там эксперт «Моего дела» подробно разберёт все нюансы.

С чего бухгалтеру начать год, чтобы упростить работу: учётная политика (ПБУ 1/2008)

Изменился порядок начисления пеней для организаций

В период с 1 января по 31 декабря 2025 г. процентная ставка пени для организаций применяется в следующем размере.

Самозанятые

Как оформить самозанятость в 2025 году: все способы

Хотите перейти на режим НПД без походов в МФЦ, но не знаете, где можно оформить самозанятость? Ответьте на несколько вопросов по нашему алгоритму, чтобы выбрать оптимальный вариант. 

Как оформить самозанятость в 2025 году: все способы
Обучение для бухгалтеров

Новый курс по НДС на УСН уже в подписке Клерк.Премиум

Только недавно мы запустили новый онлайн-курс «НДС на УСН — 2025», а сегодня он уже есть в подписке Клерк.Премиум. Оформите подписку, чтобы первым получать доступ к новому контенту «Клерка» и всегда оставаться в курсе любых изменений, работая в меняющихся условиях без стресса и ошибок.

Новый курс по НДС на УСН уже в подписке Клерк.Премиум

Как в отчете маркетплейса отражается НДС

При работе на маркетплейсах селлеры получают особую отчетность от торговых площадок. Например, отчет о реализации товаров. Рассказываем, как в этом документе найти НДС.

Как в отчете маркетплейса отражается НДС
НДС на УСН

10 правил при работе с пониженной ставкой НДС

Прошли те времена, когда бухгалтеры компаний на ОСНО с завистью смотрели на коллег-упрощенцев. Налоговая реформа изменила все! НДС коснется каждого или почти каждого.

10 правил при работе с пониженной ставкой НДС
Воинский учет

Как снять сотрудника с воинского учета в 2025 году

В текущем году придется снова учитывать изменения воинского учета — некоторым категориям сотрудников увеличили предельный возраст пребывания в запасе. Медлить с обновлением данных и адаптацией к нововведениям нельзя — в 2025 году заработают электронные реестры ВУ.

Как снять сотрудника с воинского учета в 2025 году
Зарплата

💰Справедливая зарплата для бухгалтера: какая она?

Недавно на «Клерке» обсуждали ситуацию, в которой работодатели не хотят бухгалтерам повышать зарплаты, так как по их мнению бухгалтеры ведут сторонние фирмы, где могут подзаработать. При этом сами объем работы увеличивают регулярно. Редакция «Клерка» проводит анонимный опрос! Хотим узнать, какую зарплату на разных участках вы считаете справедливой.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
Самозанятые

9 примеров неудачных формулировок в договоре с самозанятым, которые приведут к проверке

Рассказываем об опасных формулировках в договорах с самозанятыми, которые вызовут претензии ГИТ и ФНС и из-за которых заказчик проиграет в суде спор о признании отношений трудовыми.

9 примеров неудачных формулировок в договоре с самозанятым, которые приведут к проверке

Налоговый вычет на обучение: как получить в 2025 году

Налоговый вычет в 2025 году можно получить как на свое обучение или обучение супруга, так и на обучение детей.

Налоговый вычет на обучение: как получить в 2025 году
1
УСН

Все изменения для организаций и ИП на УСН с 2025 года

В 2025 году упрощенцев ждет много нового и интересного: отмена повышенных ставок, новые обязанности для успешных (с доходами свыше 60 млн руб.), повышенные лимиты для перехода на спецрежим и для того, чтобы на нем остаться, налоговая амнистия и т.п. Рассказываем о том, что нужно учесть, работая в 2025 году на УСН.

Все изменения для организаций и ИП на УСН с 2025 года

Интересные материалы

Когда разделение бизнеса оправданно

Разделение бизнеса не всегда является признаком его дробления. Однако даже в случае добросовестного разделения, без цели налоговой выгоды, можно получить претензии налоговой. Что делать в этом случае? Как себя обезопасить?

Когда разделение бизнеса оправданно