Финансовый кризис привел к приостановке деятельности некоторых предприятий, в связи с чем в организациях возникают простои. В этой ситуации бухгалтерам нужно оплатить работникам период простоя, учесть эти суммы для целей налогообложения и оформить необходимые документы.
Мы поможем сделать это правильно. Обращаем ваше внимание на то, что в данной статье речь не идет о простое, возникшем по вине работника.
Оплата времени простоя
Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера <1>. Причем речь может идти о приостановлении работы как одного работника (например, при поломке станка, за которым он работает), так и подразделения (цеха, отдела, филиала) и даже организации в целом.
Внимание! В коллективном или трудовом договоре может быть предусмотрен более высокий размер оплаты времени простоя, чем это предусмотрено ТК РФ <3>.
Простои могут быть вызваны какими-либо внешними (например, недопоставкой комплектующих контрагентом) или внутренними (порчей оборудования и др.) факторами.
Время простоя оплачивается любому работнику, в том числе и совместителю <2>. Основание не оплачивать простой у работодателя может быть только одно - если установлена вина работника в возникновении простоя.
Время простоя оплачивается в размере, установленном коллективным или трудовым договором, но не ниже размеров, установленных ТК РФ <3>. По ТК РФ минимальный размер оплаты простоя определяется так <4>:
если простой возник по вине работодателя:
Примечание. Рассчитывать средний заработок нужно по Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы <5>. Напомним, что при этом учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат <6>.
При определении среднего заработка работнику с суммированным учетом рабочего времени нужно определять средний часовой заработок и умножать его на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате;
если простой возник по независящим от работника и работодателя причинам:
или при месячной тарифной ставке (окладе):
или при дневной тарифной ставке:
или при часовой тарифной ставке:
Иногда сложно понять, произошел ли простой по вине работодателя или по независящим от него причинам. Если в такой ситуации рассматривать простой как возникший по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и оплачивать его исходя из тарифной ставки (оклада) работника, то есть вероятность, что трудинспекция не согласится с таким подходом и оштрафует работодателя <7> плюс потребует доплатить работникам до 2/3 среднего заработка.
ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Даже в условиях экономического кризиса причины простоя могут быть разными. Зачастую трудно определить, произошел простой по вине работодателя или по независящим от него причинам. В таких случаях целесообразно оплачивать простой в размере 2/3 тарифной ставки (оклада). Если же работник с этим не согласится и обратится в суд, то уже суд будет устанавливать наличие или отсутствие вины работодателя.
С другой стороны, если в этой ситуации оплатить простой как возникший по вине работодателя (то есть исходя из среднего заработка работника), то может возникнуть конфликт с налоговиками, которые сочтут необоснованным отнесение на расходы разницы между фактически выплаченными суммами и суммами, подлежащими выплате при простое по независящим от работодателя причинам. Поэтому в таких случаях вам нужно самостоятельно оценить возможные последствия и принять решение о размере оплаты периода простоя.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОВЯЗИНА НИНА ЗАУРБЕКОВНА - Начальник отдела трудовых отношений и оплаты труда Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России
"В ТК РФ отдельно выделен простой по вине работодателя и по независящим от работника и работодателя причинам. Но на практике определить, по чьей вине произошел простой, порой бывает достаточно трудно. В случае разногласий решение остается за судом.
По моему мнению, в ситуации, когда организацию подвели поставщики, вины работодателя в этом нет, значит, нет и его вины в простое. Не виноват работодатель и в том случае, если он не смог набрать достаточное количество заказов, хотя старался это сделать. Поэтому его вины в простое тоже нет. Тем более в условиях кризиса. Так что в обоих приведенных примерах простой оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки (оклада)".
Примечание. Отметим, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время простоя работника и начисленные за это время суммы <8>.
Оформление простоя
Поскольку размер оплаты периода простоя зависит от причины его возникновения <9>, то каждый случай простоя должен быть оформлен документально с установлением причины простоя. Это необходимо и для учета расходов для целей налогообложения прибыли <10>.
ТК РФ не содержит обязательных требований к содержанию оформляемой при простое документации. Поэтому работодатель должен сам решить вопрос о том, как это лучше сделать.
В любом случае руководителю организации нужно издать приказ о простое. На основании этого документа, а также табеля учета рабочего времени бухгалтер должен будет начислить работнику оплату времени простоя.
"У нас сейчас трудности на производстве, связанные с отсутствием заказов. Руководство пока не стало сокращать работников, оформляем простой. Директор разрешает работникам в это время не выходить на работу. Мы это специально в приказе о простое указываем. Толку-то от их выхода все равно нет. А так, может, подзаработают где-то за это время".
Лидия, кадровик, г. Орел
Унифицированной формы приказа о простое нет. В нем обычно фиксируются время начала простоя и его причина, продолжительность простоя (если ее можно определить на момент издания приказа). В приказе нужно указать, какие работники (подразделения) находятся в простое. Также если на момент издания приказа о простое уже известно, по чьей вине он произошел, то этот факт нужно отразить в приказе. В приказе можно указать и размер сумм, выплачиваемых "простаивающим" работникам.
Период простоя не является временем отдыха <11>, и "простаивающие" работники должны быть готовы приступить к работе, как только простой закончится. Вместе с тем при длительных простоях часто необходимости в выходе работников на работу нет, так как руководству известно, что устранить причину простоя в ближайшее время не получится. В этом случае руководитель организации может в приказе о простое разрешить работникам не выходить на работу. Если специального указания на этот счет не было, то работники должны являться в свое рабочее время на рабочие места. Однако в приказе о простое лучше прямо указать на необходимость "простаивающих" работников присутствовать на рабочем месте. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с ними по данному вопросу (например, если работник заявит, что получил устное разрешение от руководства отсутствовать на работе во время простоя).
ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ
В приказе о простое нужно указать, по чьей вине он возник, если это известно на момент издания приказа. Тогда вы точно будете знать, в каком размере нужно оплатить работникам период простоя <12>.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОВЯЗИНА НИНА ЗАУРБЕКОВНА, Минздравсоцразвития России
"В последнее время нам часто задают вопрос о том, должен ли работник обязательно присутствовать на рабочем месте во время простоя, особенно если простой имеет затяжной характер и заранее известно, что он продлится несколько месяцев. Работодатели жалуются, что при отсутствии работников на рабочих местах в это время налоговые инспекторы отказываются признавать расходы по выплате таким работникам оплаты за время простоя. В качестве причин отказа называли даже возможность несчастного случая с работником дома во время простоя: "Он же не может оплачиваться как несчастный случай на производстве!" Разрешить работникам не присутствовать на рабочих местах во время простоя - в интересах как работника, так и работодателя. Ведь тогда работодателю не надо нести расходы, связанные с пребыванием работников на своих рабочих местах, в частности оплачивать электроэнергию.
И, по моему мнению, если в решении о простое указано, что работник может не присутствовать на рабочем месте, никаких нарушений нет".
"Простаивающего" работника нужно ознакомить под роспись с содержанием приказа.
Приведем образец приказа о простое, возникшем в связи с вынужденной приостановкой производства в организации.
Общество с ограниченной ответственностью "Теремок"
ПРИКАЗ N 2
06.02.2009
г. Москва
О простое
В связи с невыполнением работ цехом N 3 по причине отсутствия профилированного бруса до его поставки
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 6 февраля 2009 г. объявить простой для следующих работников:
Коростелева Ильи Петровича (столяр)
Свириденко Степана Васильевича (плотник)
Кравцова Вениамина Глебовича (грузчик).
2. Указанным лицам находиться в рабочее время на своих рабочих местах до устранения причин простоя либо до их временного перевода на другую работу с их согласия.
3. Главному бухгалтеру Л.Д. Клюевой обеспечить:
1) ознакомление работников с данным Приказом под роспись;
2) оплату времени простоя в размере двух третей оклада работников, рассчитанного пропорционально времени простоя.
Генеральный директор __________________ В.И. Плющенко
Уведомление органа занятости
С 1 января 2009 г. работодатели обязаны уведомлять о приостановке производства органы занятости. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения о приостановке производства <13>.
Внимание! С января 2009 г. работодателям нужно уведомлять о приостановке производства органы занятости.
Ответственность за невыполнение работодателем обязанности по уведомлению органа занятости о приостановке производства прямо не установлена. Однако не исключена возможность привлечения работодателя к административной ответственности как за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, что влечет наложение штрафа:
- на организацию в размере от 3000 до 5000 руб.;
- на руководителя в размере от 300 до 500 руб. <14>
Требований к содержанию такого уведомления действующее законодательство не содержит.
Поэтому уведомление органа занятости можно оформить в произвольной форме, например, следующим образом.
ООО "Теремок"
г. Москва, ул. Снежная, Руководителю
д. 43, стр. 1, Центра занятости населения
тел.: 111-11-11 Восточного административного
округа г. Москвы
Исх. N 13 от 06.02.2009
УВЕДОМЛЕНИЕ
Настоящим сообщаю о приостановке производства и возникновении простоя с 06.02.2009 на неопределенный срок для 3 работников: столяра (1 чел.), плотника (1 чел.), грузчика (1 чел.).
Генеральный директор __________________ В.И. Плющенко
Отражение периода простоя в табеле
Учитывать период простоя нужно в табеле по унифицированной форме N Т-12 или Т-13 <15>.
При этом в графе 4 формы N Т-13 или графах 4, 6 страницы 2 формы N Т-12 табеля отражается буквенный либо цифровой код простоя. Обратите внимание, что в зависимости от причин простоя в табеле проставляется следующий код:
<или> "РП" или "31" (при простое по вине работодателя);
<или> "НП" или "32" (при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя).
Под кодом нужно указать продолжительность времени простоя. А если простой длился не весь рабочий день, а только часть его, то в табель вводятся дополнительные графы с тем, чтобы отразить, сколько времени работник работал, а сколько простаивал.
Перевод работника на другую работу при простое
При вынужденном простое у работодателя, вызванном сокращением объема производства в условиях финансового кризиса, временно перевести работника на другую работу можно только с его согласия.
Дело в том, что право перевести простаивающего работника без его согласия на другую работу у того же работодателя возможно только при одновременном наличии следующих трех условий <16>:
- продолжительность перевода до месяца;
- простой вызван чрезвычайными обстоятельствами (катастрофой природного или техногенного характера, производственной аварией, несчастным случаем на производстве, пожаром, наводнением и любым другим исключительным случаем, ставящим под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части);
- работник переводится на работу, не требующую более низкой квалификации.
Соответственно, отказ работника от перевода в других ситуациях не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности <17>.
Перевод при простое, как и во всех других случаях перевода у того же работодателя, оформляется приказом о переводе по форме N Т-5 или Т-5а <18>. С приказом о переводе работника нужно ознакомить, здесь же можно заручиться его согласием на перевод.
"Я так понимаю, во время простоя нужно оплачивать работникам больничные. Ведь по Закону N 255-ФЗ пособие не назначается за периоды освобождения работника от работы и за неоплачиваемые периоды отстранения от работы. А простой по ТК трактуется как временная приостановка работы и к случаям освобождения от работы или отстранения от нее не относится".
Ольга, бухгалтер, г. Москва
Время, отработанное переведенным работником, учитывается в обычном порядке. Поэтому никаких особенностей в заполнении табеля в этом случае нет.
Обратите внимание, что оплачивать труд временно переведенного при простое работника нужно по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе <19>.
Оплата периода временной нетрудоспособности работника при простое
Если работник в период простоя заболел, то ему вместо оплаты простоя нужно выплатить пособие по временной нетрудоспособности на основании представленного им больничного листа.
Для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в такой ситуации бухгалтеру нужно <20>:
1) определить сумму пособия по временной нетрудоспособности, которую получил бы работник при обычных обстоятельствах.
Внимание! Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в 2009 г. - 18 720 руб. за полный календарный месяц <21>.
Причем при расчете суммы по больничному листу средний заработок нужно определять по Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию <22>;
2) определить, какая сумма причиталась бы работнику при оплате простоя;
3) сравнить полученные суммы;
4) выплатить работнику меньшую из полученных сумм.
Примечание. Существует точка зрения, согласно которой пособие за период простоя не выплачивается. Она основана на отнесении времени простоя к периодам освобождения работника от работы, за которые пособие не назначается, что является ошибкой <23>. ФСС РФ должен компенсировать это пособие в обычном порядке.
Налогообложение выплат при простое
Налог на прибыль
Оплата простоя учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов <24>.
Раньше налоговики не всегда соглашались с этим <25>. Однако суды, как правило, занимали сторону налогоплательщиков, и правильность такой позиции подтвердил Президиум ВАС РФ. Он указал, что потери работодателя, связанные с оплатой простоя, не зависят от его воли, а следовательно, не могут рассматриваться как экономически неоправданные. Этой же точки зрения придерживается и финансовое ведомство <26>.
Отметим, что некоторые суды не связывают экономическую обоснованность расходов с присутствием или отсутствием работников на рабочих местах во время простоя <27>.
НДФЛ и "зарплатные налоги"
Оплата периода простоя работникам облагается НДФЛ, поскольку не является необлагаемой компенсационной выплатой <28>.
Выплаты работникам за время простоя облагаются:
- ЕСН <29>;
- страховыми взносами на пенсионное страхование <30>;
- страховыми взносами на "несчастное" страхование <31>.
* * *
Итак, при возникновении простоя в организации нужно его задокументировать. Это даст бухгалтеру возможность правильно оплатить работникам период простоя и отнести данные суммы на расходы для целей налогообложения прибыли. Кроме того, не забывайте своевременно уведомлять о приостановке производства органы занятости. Эти действия позволят вам избежать претензий со стороны контролирующих органов.
-------------------------------
<1> ст. 72.2 ТК РФ
<2> статьи 157, 287 ТК РФ
<3> ст. 9 ТК РФ
<4> ст. 157 ТК РФ
<5> утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
<6> ст. 139 ТК РФ; п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922)
<7> ст. 5.27 КоАП РФ
<8> ст. 139 ТК РФ; подп. "в" п. 5 Положения N 922
<9> ст. 157 ТК РФ
<10> п. 1 ст. 252 НК РФ
<11> статьи 106, 107 ТК РФ
<12> ст. 157 ТК РФ
<13> п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 287-ФЗ
<14> ст. 19.7 КоАП РФ
<15> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<16> ст. 72.2 ТК РФ
<17> ст. 192 ТК РФ
<18> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<19> ст. 72.2 ТК РФ
<20> ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ
<21> подп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ
<22> утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375
<23> ст. 9 Закона N 255-ФЗ
<24> пп. 3, 4 п. 2 ст. 265 НК РФ
<25> п. 1 ст. 252 НК РФ
<26> Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04; Письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-06/4/71
<27> Постановление ФАС ВВО от 16.01.2008 N А11-1995/2007-К2-20/123
<28> подп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217 НК РФ; статьи 164, 165 ТК РФ
<29> ст. 236 НК РФ; п. 2 Письма Минфина России от 12.07.2005 N 03-05-02-04/135; Постановления ФАС УО от 25.09.2007 N Ф09-7081/07-С2; ФАС ВВО от 16.01.2008 N А11-1995/2007-К2-20/123; ФАС СЗО от 05.09.2008 N А05-11430/2007
<30> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
<31> п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184
Материал впервые опубликован в журнале "Главная книга" N 02, 2009
Начать дискуссию