Управление персоналом

Кому доверить жизнь компании. Памятка для владельца бизнеса (часть II)

Многие владельцы компаний выбирают себе управленцев на уровне ощущений. У них, как у истинных первопроходцев российского бизнеса, сильны защитные механизмы и развита невероятная интуиция. Однако сегодня кандидаты знают, как именно проходить собеседование, чтобы получить должность. Ведь самомаркетинг – одна из важных компетенций современного управленца. Для кого-то из них самопрезентация становится основным конкурентным преимуществом.
Кому доверить жизнь компании. Памятка для владельца бизнеса (часть II)
На фото Инна Можайская, генеральный директор ООО «Можайская и партнеры».

Многие владельцы компаний выбирают себе управленцев на уровне ощущений. У них, как у истинных первопроходцев российского бизнеса, сильны защитные механизмы и развита невероятная интуиция. Однако сегодня кандидаты знают, как именно проходить собеседование, чтобы получить должность. Ведь самомаркетинг  – одна из важных компетенций современного управленца. Для кого-то из них самопрезентация  становится основным конкурентным преимуществом.

А цена ошибки невероятно высока! Умножьте зарплату менеджера на те месяцы, которые будут тянуться до конкретных финансовых результатов, прибавьте зарплату его подчиненных, которые будут работать над задачей, поставленной новичком, и не забудьте учесть стоимость ресурсов, которые будут использованы в период разбега.

Оценка на интервью

Итак, вы пригласили  кандидата на интервью. Что вы должны оценивать в нем прежде всего?

По мнению американского психолога Р.Хогана, в основе компетенций управленца лежат четыре аспекта:

1.    Профессиональные бизнес-навыки (способность планировать и организовывать деятельность, делегировать полномочия, контролировать и использовать ресурсы).

2.    Лидерские навыки (способность оказывать влияние на людей, формировать деятельность команды, быть примером для подражания).

3.    Навыки межличностного общения (способность к общению, к построению и развитию взаимоотношений, способность к чувствованию и пониманию другого человека).

4.    Внутриличностные навыки (самосознание и самоконтроль, эмоциональная зрелость,  эмоциональный интеллект, честность).

Однако обращая внимание на два первых пункта, мы не всегда придаем значение двум другим. Это не значит, что мы их не замечаем, скорее, интерпретируем в пользу профессиональных компетенций.

Один мой знакомый владелец бизнеса рассказал о собеседовании с кандидатом на вакансию директора по развитию. Ему импонировало, что тот,  упоминая прошлую компанию, рассказал об  отношении к подчиненным как к исполнителям. «Я давал им указания, а они четко следовали инструкции». Для собственника эта фраза  прозвучала как «умение делегировать полномочия» и была понята как компетенция эффективно организовывать работу. Приступив к работе, новоиспеченный директор не смог найти общий язык с менеджерами в силу своей надменности и неуважения к личности. Позже владелец компании вспоминал неуспешного управленца, называя его «тот, с короной на голове».

По мнению Р.Хогана, в основе качественных профессиональных и лидерских навыков управленца лежат внутриличностные навыки и навыки межличностного общения. Т.е. мы смело можем нарисовать и здесь иерархическую пирамиду,  аналогичную творению небезызвестного Абрахама Маслоу.

Американцы в этом вопросе категоричны. Проведенные многочисленные исследования показали, что  неудачи управленцев кроются не в их профессионализме, а в личностных качествах и неумении строить отношения с подчиненными. «Многие умные, трудолюбивые, амбициозные и технически грамотные менеджеры терпят неудачу (или весьма близки к этому), потому что их воспринимают как людей высокомерных, мстительных, не заслуживающих доверия, эгоистичных, несдержанных, склонных к принуждению и мелочной опеке, бесчувственных, грубых, отстраненных, слишком амбициозных или не способных либо делиться своими полномочиями, либо принимать решения» (Hogan, Curphy & Hogan, 1994, p. 499).

Сложность оценки заключается в том, что и успешные и неуспешные управленцы одинаково хорошо проходят собеседование. И у тех, и у других хорошая, если не блестящая карьера. Они обладают высокой эрудицией, не лишены харизматичности,  зачастую  яркие и амбициозные личности. Однако начало работы на новом месте является стрессом для любого человека и запускает механизмы психологической защиты.

Успешный менеджер, обладая высоким уровнем самосознания и эмоциональной зрелости, оценивает реальность, приспосабливается к ней, и находит наиболее оптимальные пути решения проблем. То есть берет ответственность на себя, решает возникшую проблему, мотивирует подчиненных, делит успех вместе с командой. У неуспешного менеджера катализируются способы защиты из негативного прошлого опыта, и на поверхность вылезают темные стороны личности. Он не умеет оптимально рассчитать силы, при этом, не справившись с задачей, оправдывает себя, и винит обстоятельства или подчиненных.

Как научиться различать успешного и неуспешного менеджера на этапе собеседования? Обозначим некоторые маркеры поведения:

1. Успешный менеджер способен говорить о своих слабостях. Управленец, обладающий высоким уровнем самосознания, высоким эмоциональным интеллектом способен давать оценку как своим сильным, так и слабым качествам. На основании самооценки умеет соотнести свои профессиональные возможности с поставленной задачей и, если она окажется не под силу, способен отказаться от предложения.

На моей памяти несколько примеров, когда кандидаты, сомневались в своих силах,  и  честно признавали это.  Затем, на финальном собеседовании проговаривали вместе с собственником сроки выполнения задачи и условия оплаты. Причем, эти условия были адекватны этапам реализации задачи, да и собственным страхам тоже. К слову скажу, что все кандидаты прошли испытательный срок и выполнили поставленную задачу.

2. Неуспешный менеджер пользуется «костылями». Есть такая  категория кандидатов, которые повторяют несколько раз за интервью одну и ту же информацию о своих успехах и достижениях. Кандидат, не уверенный в собственных силах, словно использует психологические костыли для того, чтобы в первую очередь убедить себя в своем профессионализме.

3. Успешный менеджер успех делит с командой. Управленец, ориентированный на работу в команде, обязательно упомянет о своих коллегах  в позитивном ключе. Назовет всех по имени,  и не будет давать негативных оценок. Использует местоимение «мы».

4. Неуспешный менеджер противопоставляет себя другим. Если кандидат постоянно рассказывает историю про двух героев - «они» и «я», успешным его не назовешь. О прошлом опыте говорят: «Я постоянно говорил им, что так делать не нужно!» или «У меня и у собственников было разное видение развития бизнеса». Как правило, такие менеджеры страдают негативной оценкой по отношению к окружающим, вплоть до проявления агрессии.

5. Успешный менеджер обладает чувством юмора. Способен на собеседовании шутить даже над собой (если это уместно), поскольку уверен в себе и не боится негативной оценки.

6. Неуспешный менеджер подозрителен и проецирует свои мысли и чувства на другого человека. Однажды мне пришлось задержаться на встрече, и собеседование с кандидатом я начала с опозданием на 10 минут. Первая фраза, прозвучавшая из уст кандидата, была такой: «Я полагаю, что это  была проверка на стрессоустойчивость. Я сам использую такой прием, когда прошу подождать в приемной своих сотрудников». Мои попытки объяснить, что это было просто опоздание, не имеющее под собой особого смысла, ни к чему не привели. Кандидат был уверен, что все окружающие его люди что-то замышляют против него.

Список маркеров можно продолжать до бесконечности. Суть одна – управленец – прежде всего личность. И, только объемно оценивая личностные качества, мы можем делать вывод  о нем, как о профессионале.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • rikvest
    да уж, проще всего ярлыки наклеивать "успешный" -"неуспешный"
  • Антон

    А как Вы относитесь к тестам и есть ли у Вас подбор вопросов, которые могут както помочь в выборе сотрудников.