Бизнес избавляется от «жира», чистит ряды, переходит в энергосберегающий режим. Особенно популярны традиционные средства — сокращение расходов и производства. К середине этого года 42 % российских работодателей сократили персонал из‑за кризиса, 5 % заявляли о таких планах (данные от hh.ru). Применялись и другие меры: снижение зарплат, пересмотр систем премирования и нематериальной мотивации.
Однако все чаще руководители обращаются к технологиям, которые не просто снижают затраты, но делают компании продуктивнее. Это и введение более современных форм организации труда, и более интенсивное использование производственных мощностей и ресурсов, и модернизация систем планирования и управления. Аутсорсинг — один из инструментов тонкой настройки, который позволяет компании сосредоточиться на основной деятельности и не отвлекаться на второстепенное. Наряду с ним до последнего времени часто использовался и аутстаффинг.
Аутсорсинг иногда путают с аутстаффингом. Аутсорсинг — когда сторонней компании передают вспомогательные функции. Аутстаффинг — передают не функции, а сотрудников (оформлены в штат посторонней организации). — Прим. ред.
Аутсорсинг и аутстаффинг: у НАС и у НИХ
В России аутсорсинг и аутстаффинг появились в 90‑х годах, когда на рынок пришли международные компании. Для них эта практика была уже привычной: за рубежом к тому времени успели пройти и «дикий» период жесткой эксплуатации «чужих» сотрудников, и времена строгого законодательного регламентирования. По мере развития правовых и социальных институтов многие ограничения в США и Европе отменили. В итоге к началу ХХI века общее число заемных сотрудников в Европе составило почти два миллиона человек (по данным Ханса‑Юргена Цахорки, директора европейского института Libertas, бывшего эксперта Европарламента по трудовому законодательству). Аутсорсинг в США тогда использовали более 50 % промышленных компаний. Не отставали и европейцы: к 2008 году практиковали аутсорсинг 70 % из них (по даннымEY). Постепенно аутсорсинг распробовали не только легкие на подъем частные компании, но и консервативный госсектор.
А что у российских компаний? Доля тех, кто использует аутсорсинг, в последние годы стабильно увеличивалась, причем росло не только число таких компаний — постепенно менялся сам подход. Сначала передача вспомогательных функций компаниям‑провайдерам услуг воспринималась просто как сокращение расходов, но постепенно стало понятно, что аутсорсинг может повысить и эффективность работы и производительность труда, обеспечить бесперебойность производственных процессов.
Сейчас на российском рынке широко распространены аутсорсинг бухгалтерских, юридических, логистических, маркетинговых, IT‑ и PR‑услуг. Очень востребованы аутстаффинг временного персонала и аутсорсинг проектных или сезонных работ. Иногда, хотя пока и не очень решительно, отдают вспомогательные функции на аутсорсинг промышленные предприятия.
Однако пока аутсорсинг еще не стал полноценным инструментом отечественного бизнеса. Иностранные компании смелее избавляются от непрофильных активов и функций. Тем не менее последние несколько лет многие провайдеры отмечают рост числа контрактов именно с российскими компаниями, в том числе и в кризисный период.
Аутстаффинг в последние годы был востребован прежде всего как инструмент, позволяющий сократить расходы на персонал, а также — как средство привлечения сезонных работников.
Осторожные прогнозы. Аутсорсинг
В целом
Что будет с этим рынком в ближайшие годы? По мнению экспертов «Юнити», он будет плавно расти. IT‑провайдеры, например, заявляют о 25 % росте продаж (данные компании Intercomp), а поставщики бухгалтерских услуг предполагают увеличивать объемы на 5–15 % в год (данные компании Orange Business Services). Но в целом объем рынка вряд ли изменится значительно, хотя произойдет некоторое перераспределение ролей.
Требования к провайдерам
Требования к провайдерам аутсорс‑услуг, несомненно, вырастут. Заказчики еще до начала сотрудничества внимательно изучают опыт работы компании‑аутсорсера. Востребованы будут провайдеры с солидным портфолио проектов и штатом компетентных сотрудников, способные в разумные сроки и максимально эффективно организовать работу по новому проекту, поддерживать качество услуги, быстро решать все возникающие вопросы, правильно вести отчетность, отслеживать эффективность работы и даже взять на себя часть бизнес‑рисков.
Тенденции
По мнению Татьяны Голубиной, руководителя направления Business Resources кадрового агентства «Юнити», одной из ключевых тенденций станет дальнейшая специализация провайдеров, их сегментация по направлениям. Эта тенденция вписывается в общемировую практику. Даже крупные российские провайдеры, предлагающие широкий спектр аутсорс‑услуг, тем не менее заявляют, что планируют сконцентрироваться на одном или нескольких направлениях — как правило, на тех, опыт в которых наибольший.
Еще одна тенденция — переход сотрудничества провайдера и заказчика на более высокий уровень. Провайдеры становятся более опытными и интеллектуальными, есть шансы, что в ближайшем будущем аутсорсинг будет прерогативой профессионалов‑экспертов. Но чтобы воспользоваться преимуществами работы с ними, компания‑заказчик должна обладать организационной культурой высокого уровня. Маргарита Захарьина: «Речь идет в первую очередь о стабильности и проработанности всех процессов, наличии четких стандартов работы и внятных критериев результативности, целостности и непротиворечивости систем менеджмента и планирования. Неразвитость и нелогичность бизнеса, отсутствие баланса в отношениях со всеми подрядчиками не позволят даже самому продвинутому и опытному провайдеру полноценно встроиться в общий процесс работы».
Осторожные прогнозы. Аутстаффинг
Основные — весьма серьезные — изменения на рынке аутстаффинга происходят (и еще произойдут) в связи с законом о заемном труде.
Справка HR‑Journal: 22 апреля 2014 года Госдумой РФ был принят Закон № 116‑ФЗ, известный как закон о заемном труде. Официально он называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон внес поправки в ТК РФ, Налоговый кодекс, в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Изменения начинают действовать с 1 января 2016 года.
Теперь этот вид услуг будет сильно ограничен законом. С 2016 года к аутстаффингу можно будет прибегнуть только в двух случаях:
-
если нужно заместить временно отсутствующих сотрудников,
-
если необходимо поддержать компанию в период расширения производства или роста объема услуг (срок такой временной работы не должен превышать 9 месяцев).
Кроме того, компаниям, которые занимаются аутстаффингом, придется пройти аккредитацию. Закон установил требования к уровню оплаты временных сотрудников (она должна быть не ниже зарплаты аналогичных штатных работников), а также субсидиарную финансовую ответственность заказчика (у которого будут временно трудиться работники) и аутстаффера.
«В принципе, в законе прописаны практически все ранее исполнявшиеся солидными провайдерами нормы, просто теперь все сконцентрировано в одном документе. И, несмотря на то, что многие считают закон несовершенным, я полагаю, это очень хорошее начало для наведения порядка на рынке», — уверена Маргарита Захарьина, директор департамента по развитию бизнеса кадрового агентства «Юнити».
Новые юридические ограничения, скорее всего, сделают нерентабельной работу небольших компаний. По мнению экспертов Business Resources «Юнити», мелкие игроки (по некоторым оценкам, это приблизительно 12 % объема рынка) скорее всего не справятся с административной, финансовой и налоговой нагрузкой — и уйдут с рынка.
Помимо небольших организаций, скорее всего, придется перепрофилироваться или уйти с рынка компаниям, которые занимались аутстаффингом для индустриальных предприятий. Этот участок весьма сложен и затратен. Теперь только очень крупные провайдеры смогут за счет объема работ снизить высокие траты на организацию промышленных бизнес‑процессов.
«Это направление всегда было высшим пилотажем, — говорит Татьяна Голубина из „Юнити“. — Здесь требуется виртуозно владеть искусством управления человеческими ресурсами и издержками, а доля обязательных расходов (медицинские осмотры, транспортное и материально‑техническое обеспечение, мероприятия по охране труда) достаточно велика по сравнению с организацией аутсорсинга офисных, поддерживающих функций». Провайдер индустриального персонала должен быть мастером в искусстве администрирования и диспетчеризации процессов — неправильно составленные графики, нелогичное планирование могут стать фатальными — тогда провайдер не только не поможет, но даже навредит заказчику.
Комментарии
1