Управление персоналом

Нужно ли автоматизировать поиск и подбор персонала в компании: за и против

Какому бизнесу нужно внедрять HR-ПО и в каких объемах? Какие процессы автоматизировать, а какие оставить в ручном режиме? Сколько времени занимает внедрение и каких результатов HR-решения позволяют добиться?
Нужно ли автоматизировать поиск и подбор персонала в компании: за и против
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Почему чаще всего малый и средний бизнес пренебрегает автоматизацией

Ответ простой: все упирается в экономику.

Зачастую малому и среднему бизнесу автоматизация не дает ощутимого экономического эффекта.

Во-первых, такая автоматизация может еще больше усложнить процессы. Например, кадровый электронный документооборот (КЭДО) может только добавить работы: если раньше для согласования требовались визы только двух участников процесса, то при автоматизации возникнет более длинная цепочка.

Именно поэтому необходимо, чтобы сам бизнес-процесс был готов к автоматизации, или же должно быть четкое понимание ожидаемого от нее результата.

Во-вторых, дороговизна инновационных решений часто может отталкивать. Однако в действительности можно подождать какое-то время и получить продукт по более доступной цене.

Как мы знаем, все инновации со временем становятся дешевле, так как вендоры начинают оптимизировать свои затраты, уменьшать себестоимость и создавать коробочные решения.

За последние несколько лет множество сервисов значительно снизили цены, появилось много предложений по автоматизации во всех сегментах рынка.

Если, например, 5 лет назад ATS (applicant tracking system) была привилегией только для компаний с большим бюджетом или высокой потребностью, то сейчас предприятия такое решение покупают за несколько тысяч рублей в пару кликов на сайтах, самостоятельно их внедряют, настраивают, добавляют пользователей и начинают работать.

Какому бизнесу нужно автоматизировать HR-процессы и зачем

Автоматизировать процессы в HR-отделе можно всем, но важно понимать зачем.

Что в малом, что в среднем бизнесе, и особенно в сегменте Enterprise, очень важно, кто эту инициативу запускает и кто ведет процесс автоматизации на стороне компании-заказчика.

Если лидер четко понимает итоговую цель автоматизации, то процесс внедрения выходит гладким.

Главное, чтобы автоматизация не была ради автоматизации. Она должна быть все-таки ради какой-то цели.

Например, если мы говорим про внедрение автоматизированного подбора сотрудников, надо четко понимать, с какими кандидатами ведется работа, какие каналы коммуникации используются, может ли компания себе позволить автоматизированно взаимодействовать с кандидатом. 

Кроме того, нужно четко понимать, как процесс подбора персонала выстроен вручную с точки зрения подачи заявки на подбор, согласования ФОТ, с каким бизнес-заказчиком рекрутер взаимодействует.

Если в ручном режиме процесс не отлажен, то автоматизация не принесет ожидаемые плоды.

Какие процессы надо автоматизировать, а какие продолжить вести вручную

Здесь важно соблюсти баланс.

Например, клиенты нас часто спрашивают, почему бы не перевести коммуникацию с кандидатом в чат-бот, ведь ответы кандидата будут оцифрованы, и это высвободит время рекрутера.

Однако есть моменты, в которых важно сохранять индивидуальный подход.

Допустим, вы ищете инженера уникального станка, их на рынке в пределах десяти человек. У вас 3 варианта: обучить, схантить или отслеживать каждый день, не вышел ли кто-то из них на рынок труда.

Разумеется, коммуникацию с таким человеком нельзя перекинуть на чат-бота, кандидат просто не станет с ним общаться. Он подумает: что это за работодатель, который не может даже позвонить.

Если же мы говорим про массовый сегмент, к примеру, кассиров супермаркетов, то им не не так сильно важен бренд, в чьем магазине работать, потому что условия работы очень похожи. Такой кандидат выбирает по своим критериям: дополнительные плюшки, ближайший к дому магазин, заработная плата.

Чат-бот в этом случае станет для соискателя удобным инструментом взаимодействия с работодателем в привычном канале, например WhatsApp.

В зависимости от компании автоматизация может быть уместна в разных частях.

Если мы вернемся к инженеру, то после личной коммуникации на этапе выставления офера можно добавить автоматизацию. Здесь рекрутеру можно не собирать по шаблону текст предложения о работе, это можно делать автоматически.

Какие HR-ПО существуют в России, каковы их преимущества и недостатки

Говоря об отечественных HR-ПО, можно разделить их по тому, насколько большую часть процессов может забрать на себя вендор.

Например, мы в Skillaz помогаем автоматизировать весь процесс: подбор, адаптацию, обучение, карьерное развитие, взаимодействие с сотрудниками через сервисы обратной связи и так далее. Есть вендоры, которые сконцентрированы на каком-то конкретном продукте: ATS, адаптация, обучение, КЭДО и другие.

Также всех вендоров можно условно поделить по целевой аудитории.

Мы работаем с сегментом enterprise. Вендоры, ориентированные на малый и средний бизнес, в основном сфокусированы на развитии коробочной версии, которую можно запустить за один день.

Каждый продукт по-своему хорош, и если клиент выбрал подходящий под свои цели, он точно не будет расстроен.

Чаще всего недовольство возникает тогда, когда в продукт не попадают: попытались сэкономить там, где этого делать не стоило, или наоборот, потратили денег больше, чем надо было, но не получили нужную экономическую эффективность.

Что касается преимуществ российского ПО, то когда вендор из России, вероятнее всего, он очень хорошо знает юридические и правовые законы рынка.

Значит, такое ПО будет отвечать нужным ФЗ, будет полностью безопасным для клиента, и у него выстроена вся механика по сбору, обработке, хранению и удалению этих данных.

Чаще всего такие вендоры проходят процедуру дополнительной квалификации, являются операторами персональных данных и состоят в реестре отечественного ПО.

Из недостатков можно выделить низкую конкуренцию на российском HR-Tech-рынке. Если мы говорим про какие-то большие комплексные решения, например HCM (human capital management), который охватывает весь спектр HR-решений от подбора до увольнения сотрудника из компании, то таких вендоров совсем мало на рынке. 

Когда отсутствует конкуренция, развитие продуктов идет медленнее.

Кроме конкуренции, на развитие влияет и еще один фактор.

HR-департаменты все еще не обладают достаточными бюджетами для привлечения большого количества вендоров. То есть рынок HR-Tech сейчас не самый привлекательный для новых стартапов.

Пока в России не приняли тот факт, что HR-процессы требуют серьезного финансирования, и поэтому почти всегда требуется сделать очень круто, но как можно дешевле.

Сколько времени занимает внедрение HR-ПО

Внедрение может занимать от одного дня до бесконечности. Коробочное решение обычно внедряется быстро, до двух недель.

Но у нас есть клиенты, с которыми мы работаем более 5–7 лет, поскольку после внедрения ПО мы продолжаем заниматься его развитием. Процессы разработки, ввод пилотов новых проектов, масштабирование их на всю корпорацию не заканчиваются и по сей день.

Если мы говорим про кастомное внедрение одного продукта, когда не процесс подстраивается под продукт, а продукт — под процесс, то здесь оптимальный срок — это 3 месяца.

В этот период мы проводим ряд мероприятий с заказчиком, такие как предпроектное обследование, глубинные интервью, проверка гипотез на фокус-группах и прочее. Все эти объемные работы позволяют точно внедрить то, что необходимо клиенту.

Если говорим про полный цикл HR-автоматизации, когда заказчик внедряет не одно решение, а сразу несколько — например, автоматизированный подбор, адаптацию и обучение, то здесь адекватный бенчмарк — полгода.

В этом случае требуется больше аналитики, чтобы один продукт не противоречил другому, чтобы они работали в едином процессе.

Но чаще всего к такой скорости не готов сам клиент. Ведь ему требуется все эти продукт внедрить и для сотрудника: подготовить документацию, продать ценность, обучить и внести правки после пилотирования.

Поэтому с организационной стороны такая HR-трансформация занимает 1–2 года, чтобы сотрудники постепенно погружались в новые сервисы и решения. 

Хороший бенчмарк внедрения одного кастомного продукта — три месяца. Комплекса продуктов — от полугода.

Каков средний срок окупаемости HR-решений

Если мы говорим про малый и средний бизнес, то тут все очень индивидуально.

Допустим, у вас компания со штатом 150 человек, и вы внедрили автоматизированную адаптацию, которая стоила 400 рублей на человека.

После внедрения вы увидели, что выход на производительность новичка вырос в 2 раза. Если раньше разработчик адаптировался три месяца, то сейчас он показывает 80% эффективности через полтора месяца.

Для бизнеса это гигантские деньги. То есть фактически окупаемость наступит месяца через два.

В этой же компании внедряем ЭДО с затратами в 5 тысяч рублей на человека. У вас появилась прозрачность, вы перестали терять контракты, сотрудники стали проще получать доступ к документам, и им стало комфортнее работать, что также косвенно влияет на удержание.

Но это уже некий пассивный эффект, который вы можете не сразу заметить, и почувствуете результат, например, через год.

В крупном бизнесе посчитать экономику, как ни странно, легче из-за больших объемов. Фактически любое улучшение видно практически сразу.

Например, уменьшили время закрытия заявки с 7 дней до 3 — в пересчете на 10 тысяч годовых заявок сразу же поняли экономическую выгоду.

Сократили или оптимизировали затраты на коммуникации с 5 до 4 рублей, сколько сэкономили в среднем за год по всем контактам с кандидатом или сотрудником — увидели эффект.

В целом экономический эффект на больших проектах достигается на втором году.

Нужно ли дополнительно обучать сотрудников

Безусловно, у любого вендора всегда есть программы обучения. Бывают бесплатные сессии, когда вендор рассказывает о новинках и том, как ими пользоваться.

У нас есть, например, отдельная программа обучения экспертов, на которой мы выдаем еще и сертификат. Мы расширенно обучаем специалистов внутри компании, чтобы они могли администрировать процессы в Skillaz.

У нас есть low-code-инструменты, благодаря чему можно без участия разработчиков изменять бизнес-процессы внутри компании, для работы с которыми требуются специальные навыки.

Некоторые клиенты с радостью покупают такое обучение, и это им потом приносит экономическую выгоду, так как они перестают через нас запрашивать какие-то доработки, а делают изменения сами внутри системы.

Также мы проводим много других мероприятий, где спикеры делятся своими кейсами и опытом.

Такие форматы помогают посмотреть на процессы в разных компаниях и внедрить какие-то улучшения у себя, а также в целом сформулировать свои цели, желания и получить более глубокое понимание, что и как лучше внедрить.

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру