Управление персоналом

Как правильно делегировать: основные правила и принципы. 10 шагов к освобождению от рутины

Сложно быть успешным руководителем, если не умеешь делегировать. Разбираемся, как это делать, что такое эффективное делегирование, что можно делегировать, а что — нельзя. И советуем, как при делегировании не лишаться сна и не терять в качестве выполнения задач.
Как правильно делегировать: основные правила и принципы. 10 шагов к освобождению от рутины
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое делегирование

Делегирование — это процесс передачи задач, а также связанных с ними полномочий и ответственности. Давние, но не потерявшие актуальности исследования подтверждают, что руководители, виртуозно владеющие навыком делегирования и передающие подчиненным часть своих обязанностей, справляются с задачами лучше и зарабатывают больше, чем те, кто «все сам, все сам».

Основное отличие переданных задач от порученных — уровень ответственности.

Когда вы как начальник поручаете сотруднику что-то сделать — речь идет о его должностных обязанностях, его зоне ответственности. Когда вы делегируете, то уже делитесь своими задачами — более сложными, заметными в разрезе работы всего отдела/компании.

Кому можно передать часть нагрузки:

  • непосредственным подчиненным — если вы начальник (важно не пропускать звенья в иерархии);

  • стажерам — если вы специалист;

  • коллегам — если они согласны.

Стать грамотным финансовым директором, который умеет руководить работой отдела и управлять финансами компании, поможет курс профпереподготовки «Финансовый менеджмент: управление финансами для бухгалтера и руководителя»

После обучения вы сможете строить финансовые модели и прогнозы, делать наглядные дашборды для собственника, работать с таблицами и находить эффективные управленческие решения. Получите диплом о профессиональной переподготовке на 256 ак. часов.

Сейчас на курс действует скидка: 15 900 рублей вместо 44 900 рублей!

Записаться

Программа курса соответствует профстандарту «Специалист по финансовому консультированию».

В чем преимущества делегирования

Руководителю оно позволяет:

  • не тонуть в так называемой операционке — простых обязанностях, с которыми легко справятся толковые подчиненные;

  • высвободить время для развития навыков, самообучения, решения стратегических задач (например, планирования, масштабирования бизнеса, собеседований с ключевыми сотрудниками);

  • оценить потенциал коллектива и вырастить ценных специалистов, способных временно заменить босса;

  • оптимизировать рабочие процессы;

  • подстраховать команду на случай своего отсутствия (отпуск или болезнь);
    получить свежий взгляд на насущные проблемы;

  • не выгорать.

Линейным специалистам делегирование тоже приносит пользу. Выполняя ответственные задачи от начальника, не относящиеся к списку знакомых и привычных, люди в «безопасных» условиях развивают навыки, растут как профессионалы, получают шанс вырваться из рутины, проявить себя и попасть в кадровый резерв.

Почему руководители делегируют неохотно

Миф

Реальность

«Некому поручить»

Люди способны удивлять, особенно когда речь о развитии карьеры. Прежде незаметный и — очевидно — скучающий работник вдруг становится «звездой», когда осознает, что начальник в него поверил

«Самому сделать быстрее»

Так и есть. Но только первые 2-3 раза, а потом делать и вовсе не понадобится — ведь сотрудник начнет справляться без посторонней помощи

«Сам сделаю лучше и без ошибок»

См. предыдущий пункт. Есть и неочевидная сторона: человек, которому вы дадите задание, может взглянуть на него свежим взглядом, найти новые подходы к выполнению, даже сделать лучше вас (что будет только на пользу)

«Пробовал уже, не получилось»

Возможно, в прошлый раз вы совершили одну из ошибок, которые перечислены ниже. Или вам просто не повезло — и новая попытка будет более удачной

«Я не контролирую ситуацию, вроде как и не начальник уже»

Роль руководителя заключается в том, чтобы добиться отличного результата. А какими способами и инструментами — это ваше право и ваш выбор. В конце концов, ответственность по-прежнему лежит на вас

«Люди и так загружены, поберегу их»

И не дадите расти, развиваться, выходить из зоны комфорта. Пока одних это устраивает, другие — самые амбициозные — почувствуют себя в ловушке и начнут искать новое место работы. Кроме того, оберегая кого-то, вы можете не уберечь себя от выгорания

Какие задачи стоит делегировать, а какие — нет

Каждый руководитель сам решает, что он готов или не готов передавать.

Встречаются те, кто делегирует ответы на письма ВИП-партнерам или экспертное выступление на отраслевой конференции. И все же есть «классические» рекомендации, которые применимы в большинстве отраслей и при любой специфике бизнеса.

Что точно стоит делегировать:

  • слишком простые задачи, с которыми легко справится кто-то другой, — это, например, бронирование билетов и гостиниц, регистрация на мероприятия, размещение объявлений о вакансиях;

  • подготовительную/исследовательскую работу;

  • задачи, которым легко обучить, — например, сбор информации, заполнение официальных бланков, составление стандартных документов;

  • непрофильные задачи, для выполнения которых руководителю не хватает навыков, — например, ведение соцсетей, data-анализ, создание сайта на конструкторе, ИИ-промптинг;

  • задачи, которые начальник по объективным причинам выполнить сам не может (бывает, что человек болен или находится в командировке, а в офис неожиданно приезжает клиент или партнер);

  • повторяющиеся задачи с понятным алгоритмом выполнения;

  • работу, которая у руководителя получается идеально, — если есть возможность быстро передать экспертные знания многообещающему сотруднику и затем сравнить результаты с эталонными.

Что точно не стоит делегировать:

  • стратегические вопросы, связанные с приоритетами компании, выбором направлений работы, планированием;

  • управление командой — особенно оценку работы сотрудников;

  • переговоры с новыми и ключевыми заказчиками;

  • срочные проблемы, от скорости и точности решения которых зависит ближайшее будущее компании;

  • сложные задачи и важные проекты;

  • проекты, которые выполняются совместно с другими руководителями;

  • задачи, для выполнения которых требуется использовать личные данные сотрудников;

  • проекты под грифом «конфиденциально»;

  • задачи, связанные с личным брендом руководителя (представительство компании на мероприятиях; ведение личного блога, который приводит клиентов);

  • задачи, в которых руководитель так силен, что за это ему и платят.

Алгоритм эффективного делегирования

Шаг 1. Самостоятельно разберитесь в задаче

Составьте бриф или ТЗ. Подумайте, с какими проблемами может столкнуться ваше доверенное лицо. Решите, как часто вы хотите и готовы оценивать промежуточные результаты.

Шаг 2. Найдите подходящего человека

Этот специалист не просто должен обладать необходимым знаниями и навыками. Важно, чтобы он не был перегружен работой и искренне интересовался тем типом задач, которые вы планируете перепоручить. Отличный выбор — человек, который уже как-то задействован в выполнении подобной работы.

Шаг 3. Объясните задачу максимально подробно

Начните с конечной цели и сразу сформулируйте требования к результату.

Шаг 4. Оговорите все условия, в том числе неочевидные

К условиям относятся:

  • срок выполнения / дедлайн;

  • контрольные точки для сверки промежуточных результатов с вашими ожиданиями;

  • ресурсы, которыми будет располагать человек;

  • примерный алгоритм действий или, наоборот, строгий регламент выполнения;

  • контакты нужных и полезных людей;

  • образцы выполненной работы / стандартные бланки;

  • уровень самостоятельности, запрос на творческий подход.

Шаг 5. Объясните человеку перспективы и заручитесь его согласием

Специалист справится лучше, если будет знать, зачем это нужно лично ему: например, он повысит квалификацию, продвинется по службе или получит неформальное признание. Кроме того, важно убедиться, что он готов взять на себя ответственность.

Шаг 6: Выслушайте идеи

Если вы правильно выбрали человека, то он не встанет по стойке смирно и не побежит «исполнять». Он задаст вопросы и предложит вариант решения — возможно, необычный для вас. Будьте открыты новому и выразите поддержку.

Шаг 7. Дайте сотруднику полномочия

Четко сформулируйте, что, при каких обстоятельствах и на каких условиях человек вправе требовать от окружающих. Плюс назовите риски и последствия провала (напомнив, что вы готовы в нужный момент вмешаться и помочь).

Шаг 8. Обеспечьте поддержку

Отстранитесь от ситуации — не контролируйте, но наблюдайте. Если уровень сложности задачи по каким-то причинам вырастет, вмешайтесь — предложите помощь или совет. Кроме того, не соглашайтесь сразу, если работник попытается вернуть вам задачу под каким-то предлогом («Без вас никак», «Они меня не слушают» и т. п.).

Шаг 9. Дайте обратную связь

Обсудите с сотрудником, что у него получилось хорошо и почему, где можно было сделать иначе. Спросите, было ли ему интересно выполнять задачу.

Шаг 10. Поощрите

Не всегда есть возможность выписать премию или вручить грамоту — и не на каждой задаче это нужно. Если вы ничего не обещали, похвалите сотрудника публично, например на общей планерке.

Распространенные ошибки делегирования

  • Выбран «неподходящий» сотрудник.

  • Человеку предоставлено мало информации и/или полномочий.

  • Неправильно выбрана задача, например она слишком сложная.

  • Передается только один тип задач (например, только неприятные) или только в определенном контексте (например, когда руководитель перегружен).

  • Задачу делегировали не одному человеку, а группе («у семи нянек дитя без глазу»).

  • За попыткой делегирования следует гиперконтроль.

  • Не назначены промежуточные контрольные точки.

  • На заложен запас времени на оценку результата и исправление ошибок.

Как научиться делегировать

Как в случае большинства навыков, быстрее всего можно научиться, если много практиковаться. Но есть и «подготовительные» методы.

  • Читать книги. Лучшие про делегирование — «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана, «Делегирование полномочий» К. Кинан, «Успех чужими руками. Эффективное делегирование полномочий» М. Урбан, «Делегирование: результат руками сотрудников» А. Фридмана.

  • Время от времени составлять подробное ТЗ для собственных задач.

  • Наблюдать за наставниками, экспертами и руководителями выше по иерархии. Отмечать, запоминать и повторять их приемы.

  • Практиковаться на «безопасной» территории, то есть на задачах и проектах с длинными сроками или не слишком высоким приоритетом.

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Утренний бухгалтер № 5852. За регистрацию чужого бизнеса на свое имя хотят сажать на 5 лет

Госдума рассмотрит законопроект об уголовной ответственности за незаконную регистрацию физлиц в качестве ИП. Наказание за такое – от штрафа в 300 тыс. руб. до лишения свободы на 5 лет.

За каждый день с каждой путевки санаторий заплатит 100 рублей турналога

Организации, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют туристический налог в минимальном размере – 100 рублей в день.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год

В подписку включены не только обучение, консультации и разборы, но и проверка контрагентов. Поэтому, если сомневались — активируйте доступ прямо сейчас.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год
9

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Деятельность блогеров официально включат в ОКВЭД. 💃«Ночной бухгалтер» № 1897

В классификатор добавят четыре новых кода деятельности.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
ОФД

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

CNews Analytics представил рейтинг лидеров отрасли, которые не только упрощают работу с онлайн-кассами, но и помогают бизнесу принимать грамотные управленческие решения.

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Гэп — это разрыв в ценовом графике актива, который возникает, когда цена открытия торгового периода значительно отличается от цены закрытия предыдущего периода. 

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Замена торг-12 на упд

Добрый день! Подскажите пожалуйста, хотим вместо отгрузочных документов торг-12+сч-ф выписывать упд. Можно ли начать прям с середины месяца? Или нужно дождаться...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Какого-то прямого запрета на изменение формы первичного учетного документа ни в ФСБУ 27/2021, ни в Законе о бухгалтерском учете...

Читать полностью

Как перейти на ОСН с УСН в случае добровольного отказа от дробления бизнеса

Еще раз про исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности: на что обратить внимание

В период подготовки отчетности иногда обнаруживаются ошибки, и в очередной раз думаешь, как исправить. Казалось бы, ПБУ 22/2010 подробно разъясняет, что делать, а многочисленные комментарии - как, но есть не вполне очевидные моменты, заслуживающие обсуждения.

Банки

Клиенты банка смогут назначать доверенных лиц для подтверждения операций

Чтобы лучше защитить деньги на банковских счетах, власти разрешат клиентам выбрать доверенных лиц, которые будут разрешать или отклонять операции.

НДФЛ

За продажу автомобиля, который принадлежал вам менее 3 лет, надо отчитаться по 3-НДФЛ

Освобождаются от НДФЛ доходы от продажи транспортного средства, находившегося в собственности человека 3 года и более. Если человек владел автомобилем менее 3 лет, льготы по НДФЛ не будет.

Новости ФНС

96% СРО арбитражных управляющих работают в регистре ФНС

Арбитражные управляющие и СРО теперь могут получать информацию о должниках в режиме реального времени через сервис в регистре ФНС.

НДС

На овощные консервы хотят снизить НДС до 10%

Чтобы налоговые условия для производителей овощей и консервов из них были равны, депутаты собираются установить НДС в размере 10% на продажу обработанной продукции.

Обучение для бухгалтеров

Код периода и КБК для завтрашнего уведомления об удержанном НДФЛ

Завтра, 25 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП, в которое войдут зарплатные налоги — НДФЛ и взносы. Рассказываем, как заполнить уведомление без ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мошенники следят за домом через «умные» зубные щетки, началась мощная магнитная буря, а на покупку билетов будет «период охлаждения»

Подготовили обзор главных событий дня — 24 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Госзакупки

Госдума приняла в первом чтении законопроект об унификации торгов

Единые правила проведения торгов позволят упростить процедуру предоставления имущества, снизить количество нарушений, повысить уровень конкуренции на торгах.

НДС на УСН

На услуги упрощенцев по техприсоединению НДС надо накручивать сверху

База по НДС – это цена рыночная товара, работы, услуги. На нее начисляют НДС. Это правило работает и по услугам по техническому присоединению.

Минфин пока что не думает вводить акциз на чипсы

Идеи запретить продажу чипсов детям, ввести на них акциз и ограничить рекламу пока что не дошли до Минфина.

Гособоронзаказ

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

Правильное формирование БЭН или ОЭПиН (базовые экономические нормативы, обоснованные экономические показатели и нормативы) — важная и непростая задача для исполнителей гособоронзаказа. Этот процесс требует не только точного распределения затрат, но и глубокого понимания взаимосвязи между различными нормативными документами, а также определенных навыков ведения переговоров.

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

С 1 сентября 2025 года будут маркировать больше сладостей и кондитерских изделий

В настоящее время проект постановления Правительства, разработанный Минпромторгом, проходит стадию регулирующего воздействия на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Интересные материалы

Теперь по-настоящему профессия: Блогеры попали в классификатор ОКВЭД

С 1 мая деятельность блогеров будет закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.