ЭДО

Как аннулировать неправильный электронный первичный документ в 1С

В практике часто случается, что в уже готовых и соответствующим образом подписанных документах учета обнаруживаются нестыковки, ошибки, неточности. Такое встречается и в электронном документообороте. Здесь не всегда достаточно исправить недостатки, приходится удалять документ полностью.
Как аннулировать неправильный электронный первичный документ в 1С

В практике часто случается, что в уже готовых и соответствующим образом подписанных документах учета обнаруживаются нестыковки, ошибки, неточности. Такое встречается и в электронном документообороте. Здесь не всегда достаточно исправить недостатки, приходится удалять документ полностью. Чаще всего так бывает, когда его направили не тому партнеру. Либо произошло оформление факта хозяйственной жизни несколькими документами. В этом случае возникает необходимость лишить неверный документ юридической силы. Для этого проводят процедуру аннулирования, где инициатор — это всегда сторона, заметившая ошибку.

Мы описали порядок действий по аннулированию первичных учетных документов в «1С:Бухгалтерии 8» (редакция 3.0), независимо от того, чья это инициатива.

Основные особенности аннулирования ЭПД

В ч. 7 ст. 9 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 19 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утв. приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н) допускает исправления в ЭПД при условии, что указаны:

  • дата на момент исправления;

  • ФИО сотрудников, вносивших правки;

  • подписи сотрудников.

В п. 20 ФСБУ 27/2021 прописано, что исправление ЭПД возможно путем замены его на другой (исправленный) документ, с указанием реквизитов, описанных ранее. Однако, в этом случае новый ЭПД обязательно содержит запись, что он составлен вместо исходного, а использование первичного документа самостоятельно, отдельно от нового (исправленного) не допускается. Иногда возникает необходимость полностью удалить документ. Такая необходимость появляется чаще всего, если имеет место факт направления ЭПД не тому партнеру.

Юридически процесс признания документа ошибочным нерегламетирован. Сейчас нормативных актов, предусматривающих аннулирование такого договора, нет.

В случае с бумажными вариантами есть два пути: партнеры составляют правильный, а ошибочный подлежит уничтожению; стороны составляют соглашение о недействительности и в случае продолжения дальнейших отношений заключают новый.

Также поступают и в случае с документооборотом в электронном формате. Но физически уничтожение ЭПД невозможно. Поэтому составить новый отдельный документ, фиксирующий согласие на признание исходного аннулированным, будет более надежным способом замены. Тогда документ не считается уничтоженным, но имеет статус недействительного юридически.

Сторона, обнаружившая ошибку, оформляет предложение об аннулировании партнеру и направляет его средствами электронного документооборота. Если второй партнер с этим не согласен, он вправе отказаться от внесения изменений. Тогда исходный документ считается юридически значимым, а стороны решают проблему с помощью существующих правовых механизмов.

Как аннулировать ЭПД по инициативе продавца

Чтобы аннулировать неверный документ, выполняют команды в программе оба партнера, но первичные действия в данном случае производит продавец.

Аннулирование ЭПД продавцом

Аннулируют ЭПД из режима просмотра. Для этого необходимо:

  • открыть ЭПД через учетную систему Реализация (можно сделать через просмотр или через строку «Состояние ЭДО»);

  • в выпадающем списке команд выбрать «Другие действия», затем «Аннулировать».

Тогда появится окно, где нужно указать причины (ошибки), которые обосновывают необходимость признания документа аннулированным. Далее выполняется команда через кнопку «Аннулировать».

Теперь система направляет покупателю предложение аннулировать документ с указанием причин, а у продавца появляется статус-ссылка ожидания подтверждения (в строке Состояние ЭДО). Также неверный документ автоматически перемещается у продавца в папку «На контроле».

Если покупатель со своей стороны отмечает в системе согласие на аннулирование, процедура автоматически завершается, документ признается недействительным. У продавца он удаляется из папки «На контроле», а в строке «Состояние ЭДО» появляется статус-ссылка «Аннулирован». Такое Предложение должно содержать данные и подписи обеих сторон. Только тогда оно считается принятым, а исходный ЭПД утратившим силу.

Если же предложение не принято и отклонено, продавцу поступает Уведомление об уточнении от покупателя. Найти его в системе можно при переходе последовательно по командам: «Администрирование» - «Сервис», «Руководителю» — «Сервис», «Продажи» — «Сервис».

В этом случае у продавца появляется статус-ссылка «Завершен». Это свидетельствует о возвращении документа в состояние, в котором он находился перед запуском процедуры аннулирования. Тогда ЭПД считается юридически полноценным. В уведомлении указывается причина отклонения, увидеть ее можно через форму просмотра.

Аннулирование ЭПД покупателем 

Покупателю приходит электронное предложение аннулировать неверный документ. Тогда исходный ошибочный документ помещается в папку «Аннулировать». При просмотре в системе отображается статус-ссылка «Требуется подтвердить аннулирование».

Посмотреть причину можно через просмотр Предложения, обоснования будут указаны именно там. Продавец имеет право выразить согласие или несогласие с полученным предложением.

В случае согласия подтвердить его можно через команду «Согласиться». Также команда будет отражаться и при просмотре уведомления. Тогда появится статус-ссылка «Аннулирован», документ утратит юрсилу, а факт взаимного согласия отразится в Предложении: в нем будут стоять подписи и данные продавца и покупателя.

В случае несогласия с предложением продавец:

  • выполняет команду «Не согласиться»;

  • описывает причину;

  • выполняет команду «Отклонить аннулирование».

Далее программа автоматически сформирует «Уведомление об уточнении». В нем будет прописана причина несогласия. Этот документ подписывается ЭЦП и направляется второй стороне. Теперь в строке «Состояние ЭДО» отразится гиперссылка «Завершен». Это говорит о том, что первичный документ продолжает действовать и не утратил юридической силы.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Мошенничество

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Ведение бизнеса

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Мошенничество

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Законопроекты

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Кредитование

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.