Ведение бизнеса

Как считать пожизненную ценность клиента и в чём польза LTV для бизнеса

Работа с постоянными клиентами выгоднее, чем поиск и привлечение новых. Поэтому так важно строить долгосрочные отношения с покупателями. Насколько продуктивна работа с покупателями, помогает понять показатель LTV — Lifetime Value. В этом материале разбираем, как благодаря LTV можно оценивать работу маркетологов и решать спорные вопросы с клиентами.
Как считать пожизненную ценность клиента и в чём польза LTV для бизнеса

Автор: Зоя Стрелкова, руководитель направления «Экономика компании» в АРБ Про.

В чём польза LTV

Сама по себе цифра о пожизненной ценности клиента ничего не говорит. Но эта метрика как лакмусовая бумажка — сравнивая LTV с другими показателями, можно понять:

  • насколько эффективны рекламные акции по привлечению новых клиентов;

  • как поощрить лояльного клиента;

  • какую сумму можно потратить на покупателя с учётом уже заработанной на нем прибыли;

  • как персонализировать предложения.

Кто отвечает за LTV

Пожизненную ценность клиента используют маркетологи, менеджеры по продажам, отделы производства, маркетологи и финансисты. С помощью метрики:

  • меняют себестоимость продукта;

  • управляют затратами на логистику;

  • подбирают оптимальные скидки;

  • строят рекламные кампании;

  • решают проблемы с клиентами;

  • развивают ассортимент.

В итоге LTV показывает, насколько все усилия команды оказались результативны.

Как считать показатель

Самый простой расчёт у сервисов с ежемесячной подпиской: умножить ежемесячную прибыль от клиента на количество месяцев, которые он платит за товар.

Если с января по декабрь человек платит по 100 рублей в месяц за подписку за телеграм-канал, а прямые затраты канала на обслуживание равны нулю, то показатель LTV выглядит так:

LTV = 100 рублей * 12 месяцев = 1 200 рублей.

Чтобы понять, много это или мало, надо сравнить метрику с другими показателями.

С чем сравнивать LTV

Если человек подписался на канал, кликнув на рекламу, значит, у паблика есть маркетинговые расходы. Это метрика называется CAC (Customer Acquisition Cost) или стоимость привлечения. Если пожизненная ценность клиента больше CAC, то всё идет правильно.

Если привлечение клиента дорогое — нужна аналитика. Например, стоимость «клика» на телеграм-канал обошлась в 300 рублей, а подписка — 100 рублей в месяц. В этом случае важно удерживать человека, поскольку для компании с каждым месяцем он становится выгоднее.

Также LTV стоит сравнить с другими финансовыми показателями, например, с ROI (маркетинговая рентабельность инвестиций), Churn (скорость оттока клиентов) и ARPU (средняя прибыль с клиента).

Нетипичные подсчеты LTV

Чаще всего LTV используют при анализе компаний, которые зарабатывают через интернет: онлайн-сервисы, интернет-магазины, приложения. Ниже поговорим об особенностях, с которыми можно столкнуться в подсчётах LTV.

Если цена на продукт одна

Если продукт один и цена на него не меняется, то она считается по самой простой формуле.

Расходы на продвижение товара можно проследить буквально до каждого клиента. А значит, можно оценить прибыль от клиента с первого «клика» до покупки.

В этот момент начинают считать пожизненную ценность клиента.

Если цены на продукты разные

Если речь идет о продажах интернет-магазина, где фиксированной стоимости нет, то расчёты LTV окажутся немного сложнее.

Нужно учитывать стоимость купленных товаров и расходы на их доставку. В этом случае LTV считают в два этапа:

Как в примере с телеграм-каналом, можно сравнить LTV и CAC. Дополнительно в расходы следует добавить рекламу, рассылки и промокоды.

Если компания — поставщик продуктов

LTV можно посчитать для компаний-поставщиков продуктов в супермаркеты. Формула расчета выглядит следующим образом:

Работа с федеральными сетями, как правило, небесплатная. За листинг товара — размещение на полках — приходится платить.

Если производитель понёс расходы на вход в сеть (CAC), то он должен окупить их с помощью коммерческой прибыли (LTV).

Каждый раз, когда производитель допускает отсутствие залистингованного товара на полке или получает штраф за опоздание доставки, это ухудшает соотношение LTV и CAC.

Если очень много клиентов

Если у компании тысячи клиентов, то для анализа их объединяют в когорты — группы по определенным признакам.

Когортой можно назвать группу людей, которые стали клиентами, например, из-за новогодней акции.

Важно учитывать, что люди из этой группы со временем будут уходить. Кто-то «отвалится» после первого заказа, кто-то продержится полгода или год. LTV «акционной» когорты позволит понять, как скоро окупятся затраты на рекламную кампанию и сколько можно заработать, учитывая неизбежный отток клиентов.

LTV и уходящие клиенты

Показатель оттока называется Churn rate (коэффициент оттока). Его рассчитывают как процент людей, которые полностью перестали покупать за определенный период.

Чтобы получить цифру, нужно количество ушедших клиентов разделить на общее число покупателей.

Есть специальные методы подсчета, насколько окончательно ушёл клиент. Например, если человек читает материалы, заходит на сайт, то не считается потерянным, даже если сейчас не покупает.

Чем ниже будет отток, тем выше будет LTV когорты и тем лучше окупаемость рекламной кампании.

Считаем LTV рекламной кампании

Формула LTV клиентов, которые пришли во время новогодней акции, на второй месяц после кампании будет выглядеть так:

LTV = Среднемесячная прибыль с клиента * Количество клиентов + Среднемесячная прибыль с клиента * Количество клиентов * Коэффициент оттока

Когортный анализ вручную не ведут, для этого есть специальные сервисы.

Всегда ли прав клиент

Показатель пожизненной ценности клиента можно рассматривать как подход к отношениям с клиентом.

Поскольку многие люди работают с одной и той же компанией годами, их LTV становится очень высоким.

Представьте ситуацию. Компания работает с клиентом 5 лет. Его LTV уже сотни тысяч рублей. Но тут клиент возвращает заказ из-за качества. Начинаем разбираться — ситуация спорная. Либо сотрудники накосячили с доставкой, либо клиент неправильно хранил продукцию.

На этом этапе следует вспомнить про LTV клиента и задуматься, сколько денег он ещё принесёт. Оптимально в этом случае проявить лояльность и решить ситуацию в пользу покупателя без разбирательств.

Подытожим

Если клиент покупает у вас больше, чем один раз, стоит считать показатель LTV.

Для этого нужно:

  • определить прибыль с одного или группы клиентов;

  • определить затраты на них;

  • высчитать LTV конкретно для вашего бизнеса;

  • сравнить показатель с другими метриками.

LTV помогает сфокусироваться на прибыли от клиента, понять, сколько компания может получить или потерять.

Показатель заставляет иначе взглянуть на работу с покупателем и направить усилия на его удовлетворение.

Используя пожизненную ценность клиента вместе с другими показателями, например, CAC, ROI или маржинальность, можно улучшать эффективность бизнес-стратегии, снижать расходы на привлечение новых клиентов, выбирать каналы продвижения и прогнозировать доход.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс