Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Логика такая: на собеседовании мы по сути пытаемся себя продать, причем как можно дороже. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Говорите не о себе, а о своей пользе

Цель любого бизнеса — это прибыль. И чем она больше, тем лучше. Ваша задача — убедить будущего босса в том, что вы знаете, как компании продолжать добиваться успехов. Поэтому, имеющийся опыт работы описывайте через призму KPI и ЦКП (ценный конечный продукт, тот самый результат, которого ждут от сотрудника и за что ему платят). 

«Многие сыпятся на вопросах, чем они занимались и что входило в обязанности, начинают углубляться в какие-то пространные вещи. Собеседование — это час, за который нужно выдать максимум полезного о себе», — отмечает Гульнара.

Например, если до этого вы занимали позицию аналитика, рассказ об этом не должен сводиться к условному «делал отчеты». Обратите внимание потенциального работодателя на то, как они помогали предыдущему начальнику принимать лучшие решения, благодаря которым его дело процветало.

«Это и есть ценный конечный продукт. Моя рекомендация: откройте резюме, посмотрите, какой ЦКП стоит по каждой позиции и, если его нет, обязательно пропишите. Эти тезисы помогут вам не упустить важное во время беседы», — заключает Гумарова.

Рассказывайте о релевантном опыте

Большинство из тех, кто проделал долгий профессиональный путь успело попробовать себя во многом. Это безусловно похвально. Однако часто на новой работе требуются далеко не все приобретенные за весь карьерный путь знания, умения и навыки, а только определенные. Поэтому рассказывать стоит лишь о соответствующих вакансии. 

Впрочем, это не аксиома, и все зависит от вашего собеседника. Если HR не установил порядок встречи и вас просят поведать обо всей своей карьере, единственное, чего не стоит в этом случае делать — что-то утаивать.

«Рассказывайте все. Но кратко, не акцентируя внимание на том, где похвалиться особо нечем. Достаточно беглого экскурса. Однако в ситуациях, когда вы достаточно свободны в том, что говорить, лучше все-таки обращаться к релевантному опыту. Мол, я ознакомился с вашими требованиями, обладаю необходимыми компетенциями, которые я получил там-то и там-то», — считает Гульнара.

Не стесняйтесь короткого опыта

Среди соискателей достаточно тех, кто проработал в той или иной компании всего месяц или два. Бытует мнение, будто отражать подобное в резюме не стоит — иначе у потенциального работодателя возникнет масса вопросов, и ситуация разрешится не в вашу пользу. На самом деле все не так однозначно.

«Я к такому отношусь совершенно нормально. Причины бывают разные. Иногда ожидания людей от новой работы не совпадают с реальностью. Однако, если у человека много где было по один-два месяца, — это повод задуматься. А пара таких строчек в резюме при логичном тому объяснении катастрофой не являются. Главное, чтобы у кандидата был релевантный опыт», — поясняет Гумарова.

Не говорите плохо о предыдущем работодателе

Это правило, пожалуй, не ново. Но напомнить о нем лишним не будет. 

«Когда на собеседовании ты пытаешься рассказать, как сильно тебя обидел твой бывший начальник, потенциальный работодатель слышит не это, а голос обиженного ребенка. Достаточно сообщить о том, что твоему уходу послужили определенные обстоятельства или условия, с которыми ты не был согласен. То есть говорите в данном случае о себе, а не о компании», — объясняет Гульнара.

По идее этот же принцип должен работать и в обратную сторону. Боссу, которого вы по каким-либо причинам не устраиваете хорошо бы подавать новость о намерении расстаться с вами не в том ключе, к которому привыкло, наверное, большинство. То есть он вполне при увольнении мог бы сказать: «Ты молодец, но здесь у тебя не получается, однако есть все шансы, что получится в другом месте». Оскорблять, унижать, неконструктивно критиковать и убивать веру человека в себе на выходе просто бессмысленно. 

Не ломитесь туда, где все равно будет некомфортно

Эта рекомендация касается главным образом женщин, вышедших из декрета и пытающихся устроиться работу. Согласно расхожему мнению, такие кандидатки якобы мало того что потеряли в квалификации пока нянчились с ребенком, так еще и на больничных без конца будут сидеть. 

«На самом деле, если работодатель тревожный и руководствуется подобными стереотипами, к нему в принципе идти не стоит. Женщине с маленькими детьми действительно требуются «окна» для посещения врачей или поездок на отдых и это нормально. Скажу больше: это естественно. Просто нужно искать начальников, адекватно на это смотрящих, а не пытаться упрямо пробиваться туда, где вас все равно рано или поздно «ущипнут» из-за ваших приоритетов, которые другими быть ну просто не могут. Хотя бы на какое-то время», — убеждена Гумарова. 

То же самое касается вопросов о планах насчет замужества и беременности. Напрямую их кандидаткам если и не задают, то они будто витают в воздухе. 

«Такие компании я также предлагаю не рассматривать. Хотя, разумеется, все зависит от вашего отношения к подобного рода темам. Если понимаете, что они так или иначе будут развиваться, а на вас станут давить, уходите», — советует Гульнара.

На ее взгляд, подобное поведение присуще, как правило, мелким компаниям. Крупные же, наоборот, стараются держаться в рамках приличия, поскольку манипуляции на тему замужества и беременности при приеме на работу не только неэтичны, но и незаконны. А если уж на то пошло, то противоречат национальной идее о семейных ценностях и традициях, которым стремление как женщин, так и мужчин учиться, трудиться и всячески развиваться никак не мешает. После отказа в трудоустройстве с прямым намеком на эту тему, девушка запросто может рассказать об этом в соцсетях или уже тем более выйди в СМИ. Такая ситуация очень сильно ударит по репутации HR-бренда компании. 

«Можно уточнить у потенциального работодателя: интересуясь вашими планами насчет замужества и беременности, какие именно моменты он таким образом пытается прояснить. И пусть вам объяснят, что имеют в виду. Тогда появляется диалог, и вы не чувствуете себя как на допросе. А если вы к подобным темам относитесь легко или не планируете больше или в принципе заводить детей и мнение со стороны насчет этого вас не трогает, так прямо об этом и говорите. Главное поймите, хотите ли вы в принципе работать в таком месте, потому что подобные вопросы говорят еще и о культуре компании», — заключает Гумарова.

Общий совет. Перед тем как выйти на работу после декрета лучше пройти дополнительное обучение, тем самым вновь погрузив себя в контекст и, если требуется, вернув несколько утраченные умения свободно общаться, надолго сосредотачиваться, четко формулировать мысли. Можно также несколько раз посетить какие-то встречи или бизнес-завтраки. Иными словами, для начала нужно, что называется, выйти в социум, «разогнаться», а уж потом отправляться на собеседование.

Не устраивайтесь на работу по принципу «все равно куда, лишь бы взяли»

Даже фразу эту на собеседовании не произносите. Любой работодатель хочет быть уверен в том, что его сотрудникам нравится то, чем они занимаются, ведь только тогда они будут нацелены на результат и, как следствие, принесут прибыль. 

Риторика «я научусь, только возьмите» присуща некоторым вчерашним студентам. Молодой специалист — это, говоря простым языком, человек, у которого нет опыта. Таких берут в первую очередь те, кто готов ждать и наставлять. Однако злоупотреблять подобным к себе доверием не стоит. 

«Согласитесь, фразы «возьмите меня, я научусь» и «возьмите меня, мне это интересно, ведь я даже вуз по этой специальности окончил и любую свободную минуту посвящаю просмотру обучающих роликов» имеют разный смысл, — приводит пример Гульнара. — Ведь работодатель, увидев кандидата без энтузиазма усомнится, а стоит ли в такого вкладываться, вдруг однажды он передумает, поймет, что это все-таки «не его» и уйдет».

Поэтому совет первый: для начала определитесь, чего вы хотите. Второй — просматривайте вакансии, соответствующие вашим желаниям. Не пренебрегайте важностью правильности написания сопроводительного письма при отправлении резюме. Не стесняйтесь признаваться в том, что у вас нет релевантного опыта (его и не может быть у выпускника). Зато есть профильное образование, соответствующие знания, а главное — интерес и желание продолжать учиться, только уже на практике. 

Хотите хорошо зарабатывать, говорите об этом прямо

Это совет для тех, кто проделал долгий профессиональный путь, но решил сменить сферу деятельности. Ведь чаще всего на такие перемены решаются уже зрелые люди, желающие поправить свое финансовое положение или, говоря проще, зарабатывать больше обычного. 

Изучите ценности интересующей вас компании

Это важно, поскольку собеседование может быть не с руководителем того или иного отдела (или не только с ним), но и с собственником бизнеса. А он, как правило, относится к своему детищу не так, как нанятые сотрудники (даже ТОП-менеджеры), а с большим трепетом.

«Поэтому на встрече с собственником нужно продемонстрировать не только готовность к работе, но и расположенность именно к его компании. Дайте человеку понять, что разделяете его взгляды, касающиеся развития его бизнеса и сферы в целом, что знаете ближайших конкурентов. Перед собеседованием изучите компанию, историю ее становления и развития, проблемы и планы. Обычно все это можно найти на официальном сайте организации», — заключила Гульнара Гумарова.

Пишите вопросы и комментарии.

Комментарии

1

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Интересные материалы

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру