Каждый бухгалтер знает, чем опасны финансовые пузыри. Видя, что продажа тюльпанов или вложения в недвижимость приносят хорошие доходы, на тот или иной вид активов возникает ажиотажный спрос. Биржевая цена все дальше и дальше уходит от справедливой. Такие пузыри могут надуваться годами, но рано или поздно они неизбежно и больно лопаются. Оставляя поддавшихся манипуляции без денег.
Можно с интересом обсуждать, в каких секторах мировой экономики сегодня надуваются новые пузыри. В январе, например, президент Владимир Путин предупреждал о формировании пузыря финансовых активов в мире. Между тем, есть как минимум один гигантский пузырь, в котором каждый из нас существует уже не первый месяц и даже не первый год. И об этом не очень принято говорить. Это информационный пузырь или, по-другому, пузырь фильтров. И он не менее опасен, чем его финансовый «брат».
Как растут информационные пузыри?
Когда-то в начале ХХI века мой студенческий приятель, выпускник факультета вычислительной математики МГУ, рассказывал об идее, которая тогда мне казалась гениальной: создать такой поисковик, который будет предлагать те фильмы, рестораны и т.д., которые понравились моим друзьям. Действительно, если я дружу с Игорем, а он — панк, то велика вероятность, что мне тоже нравится слушать панковскую музыку. Мы мечтали, что воплотив идею в жизнь, можно будет уже не работать. Потребуется лишь честный бухгалтер, чтобы считать наши прибыли.
По сути, именно эта идея сегодня и реализована, но в более сложном виде. Алгоритмы поисковых систем и соцсетей выстроены таким образом, чтобы в максимальной степени помогать каждому пользователю находить то, что ему понравится. Вернее, «подсовывать» каждому из нас то, что, по их мнению, в наибольшей степени соответствует нашим интересам или будет нами воспринято с благодарностью.
На практике происходит следующее: машины анализируют не только, что вы пишете, но и что вы лайкаете и репостите, какие запросы вводите, на каких сайтах проводите много времени. На основе сотен и тысяч таких мелочей составляется «портрет» наших предпочтений. Вы ведь не лайкаете заметки приятеля, чьи взгляд не разделяете? Значит, его новости будут все реже и реже появляться в вашей френдленте.
А дальше алгоритм сам начинает решать, что вам показывать, а что нет. Фейсбук или Вконтакте показывают ленту не в хронологическом порядке, а в соответствии с предпочтениями конкретного пользователя. Также исходя из вашего «портрета» вам будут предлагать и рекомендуемый контент.
Чтобы убедиться в этом, достаточно ввести один и тот же вопрос со своего компьютера или смартфона, а затем — со смартфона другого человека. Поисковая выдача, скорее всего, будет существенно отличаться.
Почему это плохо?
В советские времена ходил анекдот про оживленного учеными Наполеона. Походив и посмотрев достижения социализма, корсиканец изрек: «Если бы только у меня была газета „Правда“! Франция никогда бы не узнала о моем поражении при Ватерлоо».
А теперь серьезно... Многие немцы в 1945 году, когда им показывали документальные кадры о зверствах в концлагерях, плакали. Плакали совершенно искренне. И не могли поверить, что это правда. Просто потому, что нацистская пропаганда об этом не сообщала. И вырваться из этого пропагандистского пузыря было непросто.
Сегодня роль коллективного манипулятора исполняют соцсети. Медийная среда так или иначе воздействует на нас и нашу психику. Иногда — через информирование нас, иногда — посредством манипулирования. То есть такой формы психологического влияния, при которой скрытой или обманной тактикой добиваются изменения восприятия и поведения человека в интересах манипулятора. При этом манипулятор говорит и демонстрирует одно, а добивается при этом чего-то другого, о чем умалчивается.
Американский интернет-активист Эли Парайзер (Eli Pariser), который и ввел термин «Пузырь фильтров», объясняет, что стенки пузыря отгораживают нас от новых идей или фактов, важных для восприятия полноценной картины мира. Фильтрация и персонификация информации закрывают от нас часть действительности, не позволяют увидеть картину мира в целом.
Понятно, что «я сам обманываться рад». Человек воспринимает только ту информацию, которую он готов воспринять. Чтобы осознать нечто, не соответствующее твоей картине мира, приходится делать над собой усилие. Однако без таких усилий человечество, вероятно, до сих пор бы ело бананы с пальмы.
Как выбраться из пузыря?
На вопрос, нужно ли выбираться из своего уютненького болота, каждый отвечает сам. Очевидно, что плюс такого «выхода из зоны комфорта» — более полное понимание картины мира и активная работа мозга, которая продлевает жизнь.
Вот три несложных правила, как обмануть алгоритмы поисковиков и соцсетей, чтобы картина мира перестала быть плоской:
1. Регулярно удаляйте историю поисков и файлы cookies.
Поисковикам известно о человеке почти все — возраст и пол, интересы и геолокация. Чтобы обмануть машину, полезно стирать историю и использовать режим инкогнито.
2. Выключайте персонализацию.
Большинство современных сервисов позволяют отключения персонализации. Например, в Yandex для этого надо в Настройках снять галочку с пункта «Учитывать мою историю поиска в результатах». Также, чтобы обмануть алгоритмы, можно использовать сервисы для деперсонализации. Например, плагин Ghostery блокирует отслеживание ваших действий со стороны любых внешних сайтов. В соцсетях это правило работает следующим образом: в Facebook в блоке слева можно кликнуть кнопку «Сначала новые».
3. Разнообразьте свою ленту новостей в соцсети.
Подписавшись всего на несколько уважаемых людей или сообществ, чье мнение вам не очень близко, и лайкая время от времени их посты, вы серьезно расширите свой кругозор. Как говорят специалисты, пока, увы, это единственный способ обмануть алгоритмы.
Ну, и конечно, общее правило — включать мозги!
Вместо заключения для тех, кому показалось, что все эти идеи не имеют никакого отношения к бухгалтерам
Какой-нибудь зацикленный исключительно на своей работе бухгалтер здесь заметит, что ему нет никакого дела до информационных пузырей. Мол, руководствуйся соответствующей «нормативкой», и не будет проблем. Но и это уже не так. Совпавшее по времени угроза со стороны США в кибератаках и проблемы многих сайтов госорганов наводят на размышление. При этом все понимают, что руководство соцсетей сегодня имеют возможность заблокировать любой контент, который вы видите. И наоборот подсунуть бухгалтеру вместо актуальной информации «прошлогодний снег»...
Комментарии
5Ну бухгалтера не совсем глупыши и в подсовываемом поисковой ыдачей контенте умеют находить актуальную информацию. Что касается персонализированных настроек и выдач, то они мне нравятся, я юблю получать арссылку или видель в ленте то, что мне интересно. Я вот не интересуюсь политикой от слова совсем, и в баталии политические вступать не хочу. поэтому рада, что одобных новостей в моей ленте нет. Если я захочу что-то почитать на эту тему, то обязательно найду где. Правда как-то произошел казус. Набрала в гугле АкБарс - искала собственно банк, но т.к. существует одноименный клуб, мне теперь приходит информация - с каким счетом он сыграл, забавно конечно)
Дело же не в "глупышах" и "униках", а в том, что сидя в своем болоте, дальше этого болота и не видишь... Персонализированная выдача подсовывает то, что машина считает интересным для вас. А так ли это на самом деле, вы не знаете, потому что ничего другого не видите.
И дело не в политике и политиках - бог с ними. А в том, что кто-то все за вас решил
А если меня нет в этих ваших "соцсетях"?
Информации уже столько, что пофиг, что там инет подсовывает. Все равно, уже почти ничего не смотрю. А если что-то понадобится, так сама ищу.
А я до сих пор думал, что телевидение...