Право

Отмена печатей: что изменится?

Мы с вами знаем, что 06.04.2015 был подписан Федеральный закон № 82‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печатей хозяйственных обществ». У кадровиков, конечно же, сразу возникла масса вопросов о том, как заключать трудовой договор (всегда подпись представителя работодателя при заключении договора заверялась оттиском), как заверять записи в трудовой книжке и пр.

Мы с вами знаем, что 06.04.2015 был подписан Федеральный закон № 82‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печатей хозяйственных обществ». У кадровиков, конечно же, сразу возникла масса вопросов о том, как заключать трудовой договор (всегда подпись представителя работодателя при заключении договора заверялась оттиском), как заверять записи в трудовой книжке и пр. Разберемся в законодательстве и ответим на эти и иные волнующие вас вопросы.

Изменения в законодательстве

Закон № 82‑ФЗ внес изменения более чем в 10 федеральных законов, но нас интересует Трудовой кодекс, законы об обществах с ограниченной ответственностью (Закон № 14‑ФЗ[1]) и об акционерных обществах (Закон № 208‑ФЗ[2]).

Итак, согласно прежней редакции п. 7 ст. 2 Закона № 208‑ФЗ общество должно было иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати могло быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ. При этом акционерному обществу предоставлялось право иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

После внесения изменений данная норма не обязывает акционерные общества иметь печать: общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

 Аналогичные изменения были внесены в п. 5 ст. 2 Закона № 14‑ФЗ и теперь общества с ограниченной ответственности также вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Отметим, что хоть акционерное общество, хоть общество с ограниченной ответственностью должно включить сведения о печати в устав, если приняло решение о ее использовании.

Обратите внимание, что отмена печатей произошла не для всех юридических лиц. Так, законодательство по‑прежнему обязывает иметь круглую печать:

  • некоммерческие организации (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161‑ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • жилищные накопительные кооперативы (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 215‑ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Закон № 82‑ФЗ постарался внести изменения в федеральные законы, которые обязывают общества иметь и использовать круглые печати. Однако весь перечень законов учесть все‑таки не удалось и в Законе № 82‑ФЗ сделана оговорка: печать в предусмотренных федеральными законами случаях проставляется при ее наличии.

Устав организации

В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть преду­смотрены уставом и в случае, если по закону это не обязательно (п. 4 ст. 52 ГК РФ).

Обратите внимание

Раньше сведения о печати не нужно было включать в устав, поскольку законами была установлена обязанность по ее использованию.

Законом № 82‑ФЗ определено, что сведения о печати должны включаться обществами в устав. Если организация откажется от использования печати, все ясно – корректировать устав не нужно. А как быть организациям, которые не планируют отказываться от использования печати?

Полагаем, что если буквально истолковать нормы п. 7 ст. 2 Закона № 208‑ФЗ и п. 5 ст. 2 Закона № 14‑ФЗ, организация, планирующая в дальнейшем использовать печать в деятельности, должна внести изменения в свой устав, включив в него сведения о печати. Помните, что если устав организации не содержит сведений о печати, а организация использует ее в своей работе, считается, что организация не имеет печати.

Трудовой договор

По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Его определение дано в ст. 56 ТК РФ – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым последний обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а тот обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у этого работодателя.

По правилам ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Как видно из данной нормы, требования о проставлении печати не было и до внесения изменений. Кроме того, в ст. 57 ТК РФ, определяющей содержание трудового договора, не упоминается о печати. Поэтому печать общества не является обязательным реквизитом трудового договора – ее отсутствие никак не отразится на юридической силе договора.

Трудовая книжка

На основании ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца – основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек), а Инструкция по заполнению – Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69.

Согласно п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, названных в п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

А на основании п. 2.2 Инструкции при заполнении титульного листа трудовой книжки после указания даты ее заполнения работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений. При этом первую страницу трудовой книжки подписывает также лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполнялась трудовая книжка.

Поскольку по новым правилам обязанность использования печатей может предусматриваться федеральными законами, а Правила ведения и хранения трудовых книжек и Инструкция являются подзаконными актами, полагаем, что если общество откажется от использования печатей в своей деятельности, то и проставлять ее оттиск в трудовой книжке не обязательно.

Конечно, мнение Роструда может быть иным, нужно его дождаться. А пока, если печать есть в организации – проставляйте ее в трудовых книжках.

Оформление несчастного случая

Согласно изменениям, внесенным Законом № 82‑ФЗ в ст. 230 ТК РФ, немного скорректирован порядок оформления несчастных случаев. В частности, в ранее действующей редакции ч. 5 данной статьи после завершения расследования такого случая акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью. Теперь проставлять печать в таком акте необходимо только при ее наличии.

В заключение

Законодатели, принимая Закон № 82‑ФЗ, старались облегчить ведение бизнеса – сделать его более безопасным, ведь при современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа, печать – это наследие прошлого. С 7 апреля 2015 года использование печатей отдельными видами юридических лиц стало необязательным. В связи с этим, если организация планирует в дальнейшем использовать печать, необходимо сведения о ней включить в устав и, как и прежде, заверять ею записи в трудовых книжках, проставлять на трудовых договорах и иных документах. Если печатью пользоваться, но сведений о ней в уставе нет – организация считается не имеющей печати. Если же организация решила больше не пользоваться печатью, вносить изменения в устав нет необходимости, но действующие печати должны быть уничтожены.


[1] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[2] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 22.12.2014).

Источник: Журнал "Отдел кадров коммерческой организации"

Начать дискуссию

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти
Лучшие спикеры, новый каждый день

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2
УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.

Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Интересные материалы

Ипотека

Минфин: в июле ипотека под 8% закончится

Власти пришли к консенсусу и не будут продлевать программу льготного кредитования для тех, кто хочет приобрести жилье в новостройках под 8% годовых.